Известный филолог и критик Людмила Сараскина рассказала в Госдуме о популярных мифах в биографии Александра Солженицына. Лекция прошла в рамках проекта "О литературе из первых уст", приуроченного к Году литературы в России.
Свое выступление Людмила Сараскина начала с воспоминаний о знакомстве с Нобелевским лауреатом и автором "Красного колеса". Случилось это в 1995 году, сразу после выхода в Америке одной из ее книг о Достоевском.
"Мне позвонили, и незнакомый голос спросил: "Людмила Ивановна? Это Александр Солженицын". У меня был шок, по-другому и не назовешь. Он сказал, что читает мои книги, а через какое-то время предложил войти в жюри премии", - рассказала литературовед.
Сегодня Сараскина является авторов трех книг о Солженицыне. Заниматься биографией писателя она начала еще при его жизни, по возвращении в страну. Исследователь отметила, что раньше всегда работала с творчеством ушедших писателей, но оставить просто так столь знаковое знакомство не смогла.
"Я спросила у его жены, пишет ли кто-то о Солженицыне здесь и сейчас? Она ответила - нет. И тогда я, никому не говоря, стала искать опубликованные материалы о нем и составлять хронологию жизни и творчества", - поясняет автор.
Вся информация заняла немало места - получилось более 600 печатных страниц. Но поразил даже не объем полученного материала, а множество "кошмарных накладок и несовпадений": в газетах, например, была разной даже дата смерти отца писателя, не говоря уж об искаженных фактах жизни самого Солженицына.
"Когда я поняла, что зашла в тупик, пошла к Александру Исаевичу. Рассказала о своей работе и спросила об этих несовпадениях. Он ответил так: "на меня врут, как на мертвого", - вспоминает Сараскина.
После этого Людмила Сараскина решила заняться сбором подлинной информации о писателе - она не только собирала документальные подтверждения тех или иных событий, но и узнавала о них из "первых уст", приезжая к Солженицыну с диктофоном. В работе над книгами биограф просила писателя проверить текст на наличие фактических ошибок. "Их было немного, но самая серьезная была такая: я написала, что после ареста его привезли на Лубянку и одели в казенное.
Александр Исаевич прочитал и сказал: "Какое казенное, вы что! Ни один зэк вам не поверит!" Оказалось, что пока человек там находился, он сидит в своей одежде".
В процессе исследований удалось также найти корни фамилии - исторически она звучит как "Соложаницын", от слова "солод". Кроме того, Сараскина отметила, что тиражируемая информация о том, что писатель скрывался и не хотел идти на войну - лживая. Есть документы, подтверждающие, что Солженицын, наоборот, хотел идти на фронт, но из-за того, что был "ограниченно годен", вступил в ряды армии позже остальных.
"Солженицын - самый оклеветанный писатель. И слава Богу, что сейчас отношение к нему изменилось. В 2018 году в план внесено празднование юбилея Александра Исаевича, отмечать будут по всей стране. Я думаю, это говорит о том, что все меняется в лучшую сторону", - подытожила Сараскина.