24.06.2015 22:00
    Поделиться

    Мария Городова: Почему мы так любим осуждать других

    "... но больше всего меня бесит то, что в церковь приходят бывшие комсомольцы и коммунисты: перекрестились в верующих и стоят себе со свечами - ни дать ни взять "подсвечники", противно..."

    Из письма Алины Н.

    Алина, здравствуйте! Есть известная русская поговорка: "Пути Господни неисповедимы". В основе ее цитата из Послания апостола Павла к Римлянам: "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!". Славянское слово "неисследимы", использованное в Библии, означает "не подлежащие исследованию", "не оставляющие следов, по которым бы человек мог постигнуть эти пути Божьи". В пословице же народ использовал другое слово, созвучное первоисточнику, но с несколько иным смыслом: "неисповедимы", то есть "невыразимы словами", "неизреченны".

    Итак, апостол Павел учит: промысл Божий, то есть путь, которым Господь ведет человека к его спасению, непостижим для нас. Апостол Павел понимал, что говорит, и об этом удивительном последователе Христа мы еще сегодня обязательно расскажем. А пока зафиксируем: о путях Божественного промысла мы можем узнать только в той мере, в какой Сам Господь откроет нам, желая нашего спасения. Все, что сверх того, сокрыто от людского любопытства. Почему? Над этим стоит подумать, но для начала, Алина, давайте разберемся, почему нам так хочется осудить стоящих рядом с нами в храме. Что за наваждение видеть в ближнем его несовершенства, забывая, что ты и сам еще не свят!

    Вопрос неверия в Бога - это вопрос выбора самого человека, который не нарушается даже Господом, потому что свобода выбора - тоже богоданный дар. Каждый входящий в этот мир наделяется даром веры, но одни его подогревают, а другие гасят. У одних этот дар больше, у других меньше, тут уместна аналогия с музыкальным слухом, когда у кого-то он от природы абсолютный, а кому-то, чтобы добиться успехов, нужно большое упорство. А бывает, что человек просто еще не распознал себя с этой стороны, не почувствовал, что он творение, что он создан по образу и подобию Божьему. Вера предполагает существование Божественной реальности и стремление человека к богоподобию, к совершенствованию. У апостола Павла есть такая формулировка: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом". Вера - это путь, и есть люди, находящиеся в самом начале этого пути, есть уже обретшие веру, а есть те, кто уже живет по вере.

    Это вера. А есть еще понятие "религия". Религия (от лат. rеligio - соединять, связывать) - это то, что связывает человека с Богом, некий союз между Богом и человеком, в основе которого лежит любовь. Естественно, религия возникает там, где есть обращенность человека к Богу и где он получает ответ. Эти отношения мы и называем религией. А религиозным человеком называют того, кто находится в постоянном диалоге с Богом, живет по заповедям, и, одновременно, это верующий человек. У каждого своя встреча с Богом, свой путь, и есть очень глубокий образ верующего, данный апостолом Павлом в Первом послании к Коринфянам. Апостол Павел сравнивает людей, стремящихся к богоподобию, с бегущими на стадионе, на ристалище: "Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить". И вот в этом, если можно так выразиться, забеге, универсальных рецептов нет, но есть два общих совета, на которые обращают внимание святые отцы. Первый: "Надо всегда искать Христа, а не христовых". Потому что тогда, когда человек начинает искать не Христа, а христовых, то есть людей, его будут ждать и разочарование, и опустошение. Потому что "искать христовых" - значит обращать внимание на внешнюю форму, на внешнее проявление религиозности, и такое подражательство, если не сказать обезьянничество, вытесняет внутреннюю суть богообщения. А ведь человек индивидуален, и внутренняя духовная жизнь, несмотря на существование общих законов, тоже индивидуальна: люди-то разные, и темперамент у всех разный. Главное, чтобы сердце горело любовью, а как это будет проявляться - это уже индивидуально.

    И тут же второй совет: не надо искать своих состояний, надо искать Христа. То есть состояние умиления или какой-то благостности - это формы проявления духовной жизни, и искать их - тупик.

    Когда человек приходит в храм в поисках своих ощущений - это даже еще не начало веры, это только диалог, который человек ведет сам собой, некая гиперчувствительность к своим ощущениям. И в таких случаях малейший внешний раздражитель, не укладывающийся в представление человека о том, как это должно быть, вызывает моментальную реакцию. Кто-то громко сказал, кто-то толкнул или, к примеру, слишком толстый батюшка, или вы увидели в храме того, кому по вашим представлениям там не место, - и все, этого достаточно, чтобы сказать: "Да я в церкви был, но ничего там не нашел". А ведь вы ничего, кроме новых ощущений, еще и не искали.

    Но как искать Христа? Священники советуют: надо стараться быть внутренне причастным к тому,что происходит в храме. Есть такое явление, как вера через слышание. Надо научиться слушать. Научиться молиться. Если вы этого не умеете, вы сами превращаетесь в пресловутый "подсвечник". А если какие-то моменты отвлекают от молитвы и хода богослужения, не стоит на них обращать внимания: когда идешь к Богу, на пути обязательно встречаешь искушения. Их много, но про одно из них надо обязательно знать.

    Есть два состояния - когда человек совершает что-то из любви к Богу и когда он делает это ради себя. Например, один постится, и очень истово, а другой, по немощи своей, не может. И тот, кто постится, начинает осуждать второго. Но ведь как только ты осудил ближнего, ты все перечеркнул. Потому что впал в тонкую разновидность греха, называемую "прелесть", - человек прельщен сам собой. И если, совершая обычные грехи, мы еще можем увидеть их и прийти к покаянию, то "прелесть" характеризуется тем, что человек не различает, что находится в греховном состоянии. Ведь формально он делает все правильно. И еще "прелесть" предполагает, что человек находится в осуждении кого-то. Один благочестивый подвижник перед смертью сказал: "Я не имел больших подвигов, но единственный подвиг я совершил - я никогда никого не осудил". Достичь такого - высокая степень совершенства. Ведь суд в духовных основах жизни - это попытка встать на место Бога. И тут очень тонкий с точки зрения духовного осмысления момент: "прелесть" фактически уводит человека от Бога к дьяволу. Соблазн осуждения - то искушение, которое постоянно подстерегает всех, и особенно вновь обращенных.

    У нас есть удивительная молитва - молитва последних оптинских старцев. Смотрите, как она предостерегает нас от греха: "Господи... научи меня каяться, молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить". И надо помнить, что избавиться от греха , в том числе и греха осуждения, без обращения к Богу невозможно. Своих волевых усилий недостаточно, это не психологическая проработка, нужна молитва.

    Алина, мы сегодня уже вспоминали апостола Павла, который до встречи со Христом на пути в Дамаск был Савлом - ярым гонителем христиан. А потом случилась Встреча со Христом, и прозвучали слова Христа, сказанные ему: "Савл, Савл, что ты гонишь Меня?... Трудно тебе идти против рожна!". Потом Савл ослеп, потом ему вернулось зрение, он крестился, стал проповедником Христа, идя путем страданий. И вот как Павел, уже апостол Павел, в одном из своих посланий объяснял смысл своего проповеднического подвига: "Говорю так не потому, чтобы я уже достиг... но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус".

    Молитва последних Оптинских старцев (читается на начало дня)

    Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступивший день.

    Дай мне всецело предаться воле Твоей святой.

    Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.

    Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля.

    Во всех моих словах и делах руководи моими мыслями и чувствами.

    Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.

    Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

    Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение его.

    Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.

    Аминь.

    Поделиться