Владимир Иванович, вы снимали фильм "Наследники" как-то очень быстро и тихо. Обычно, когда режиссер такого уровня работает над новой картиной, это сопровождается довольно громкими статьями и комментариями.
Владимир Хотиненко: Я думаю, что тишина необходима для такого фильма. Дело в том, что в свое время проект готовился под названием "Сергий Радонежский". Он был затеян больше года назад - думали приурочить к юбилейной дате. Когда мне предложили снять этот фильм, я был занят работой над "Бесами" Достоевского. Тогда я даже не очень хорошо понимал, как именно снимать такой фильм, но сразу понял, что снимать байопик - жизнеописание Сергия Радонежского - не буду, да и денег на такой масштабный фильм просто не было. Мне важно было найти современную форму. Она вырисовывалась постепенно и в конечном итоге получилась достаточно любопытной. Вообще, фильмов в этом жанре, назовем его ток-шоу, вы особо и не припомните.
Мы сейчас говорим о неизвестном жанре - смеси кино и телевидения?
Владимир Хотиненко: Большая часть действия фильма происходит в студии ток-шоу, которое посвящено 700-летию самого почитаемого святого и связанной с ним мифологии и истории. Мне показалось, что таким образом можно рассказать о Сергии Радонежском что-то простое и важное, потому что, как оказалось, многие о нем мало что знают. А эта гибкая форма позволяет задать вопросы, через которые можно понять: а в свете Сергия Радонежского мы-то что собой представляем? Поэтому поменялось название фильма - он стал называться "Наследники".
Потомки в каком-то смысле...
Владимир Хотиненко: Тут очень важна разница. Потомки - более расплывчатое понятие. Наследники - это уже определенней. Что мы наследовали? Хотелось в этом разобраться. Искусство предполагает иносказание, но есть такие фильмы, как, скажем, "Премия" по пьесе Александра Гельмана - прямая речь о чем-то наболевшем. Мне кажется, это сейчас актуально. Вообще вопрос "Кто мы?" актуальным был всегда. Что у нас за страна такая волшебная? И жанр ток-шоу позволяет, прежде всего, столкнуть разные точки зрения.
То есть герои этого фильма словно пожаловали из телепередачи?
Владимир Хотиненко: Абсолютно верно. Там есть ведущий (Леонид Бичевин) - мы подразумеваем, что это популярное ток-шоу. Я ставил перед собой задачу создать интересное многомерное пространство. И, как мне кажется, художник Сергей Иванов и оператор - Денис Аларкон-Рамирес выполнили эту задачу.
Все происходит в наше время? Мы не переносимся глубоко в историю?
Владимир Хотиненко: Все думали, что это будет исторический фильм, мне даже задавали вопросы, мол, а что, Маковецкий будет играть Сергия Радонежского?
У меня тоже сразу проводятся аналогии с вашим фильмом "Поп".
Владимир Хотиненко: Сергий Радонежский присутствует в фильме. Но, например, во фресках. Что такое ток-шоу? В нем часто показывают материалы, снятые специально для передачи. И это позволило нам сделать, как минимум, "трехслойную" историю. Один слой - фильм - профайл о житии Сергия Радонежского, который делается для ток-шоу, - для общего понимания. Есть история несостоявшегося художественного фильма о Сергии Радонежском: один из персонажей - сценарист, и он об этом рассказывает. И третий слой - это наше сегодняшнее восприятие. И все слои объединяет образ этого святого.
Есть такой жанр - "мокьюментари" - это псевдодокументальное кино. Его можно применить к вашему фильму?
Владимир Хотиненко: Нет, наш фильм все-таки игровой.
Кто тогда будет играть Сергия Радонежского?
Владимир Хотиненко: Буквально этого персонажа в фильме нет. Но есть монах - как его прообраз. Опять же - что такое ток-шоу? Дискуссия с приглашенными участниками. И в фильме разные персонажи позволяют увидеть некий срез нашего общества. Есть историк (Александр Коротков), политолог - его играет Анатолий Белый. Есть, условно говоря, патриот в исполнении Александра Балуева. Есть медийное лицо, которое нужно для привлечения внимания: Агриппина Стеклова играет певицу - поп-диву. Есть скромный детский врач - этой роли актриса Алла Юганова.
Как доктор Рошаль или Елизавета Глинка?
Владимир Хотиненко: Нет, простой детский врач, из тех, который один - на три участка и работает с пяти утра. Но вдруг зритель узнает, что ее жизнь была связана с тайной хранения главы Сергия Радонежского. Это же удивительная история. 90 процентов людей даже понятия не имеют о том, что, когда большевики стали разорять гробницы, и возникла угроза исчезновения мощей Преподобного, то главу Сергия Радонежского подменили. И оказалось, что потом глава Преподобного хранилась в доме у бабушки нашего детского врача. Она рассказывает, как берегли ее, как священник, который нес эту главу, не мог даже присесть, потому что для него это была великая святыня. Это, между прочим, реальная история.
Недавно "РГ" писала о том, что снимается полнометражный анимационный мультфильм о Сергии Радонежском. Почему именно сегодня художники и творцы возвращаются к образу этого святого?
Владимир Хотиненко: Евгений Миронов, который принимал участие в работе над этим анимационным фильмом, озвучивая одного из персонажей, рассказывал мне о нем как об очень интересном проекте. Может быть, даже хорошо, что готовятся сразу два фильма.
Когда для картины мы проводили на улице опрос о Сергии Радонежском, то обнаружили, что большинство знает расхожее - он благословил Дмитрия Донского на битву на Куликовом поле, а молодежь вообще ничего не знает. И нам показалось важным чуть-чуть встряхнуть некий стереотип восприятия тех далеких событий, чтобы человек предстал живым.
Нам всем нужны ориентиры. И вот Сергий Радонежский стал таким духовным ориентиром. Я убежден, что благодаря анимационному фильму и нашему не просто прошел юбилей Сергия Радонежского - отметили и забыли - есть шанс, что образ Радонежского глубже войдет в сознание и душу людей.
А покажут ваш фильм на телеканалах? Велись какие-то предварительные переговоры?
Владимир Хотиненко: Сейчас мы ведем переговоры о кинопрокате и, конечно, очень надеемся, что он найдет своего зрителя. Картина "Наследники" во всех смыслах для меня совершенно необычная. И я с нетерпением жду реакции на нее.
Владимир Иванович, вы сами - частый герой ток-шоу. Кроме того, вы даже ведете свое ток-шоу "Смотрим, обсуждаем...", посвященное документальному кино, на канале "Культура". То есть вы обычно присутствуете на ток-шоу с другой стороны.
Владимир Хотиненко: Оказалось, что симулировать ток-шоу невозможно и создать эффект сиюминутности, когда все происходит здесь и сейчас, необычайно сложно. Если бы я вот уже пять лет не вел свою программу (а прошло уже сто выпусков), если бы я не знал кухню ток-шоу, то, боюсь, не смог бы снять этот фильм.
Мы говорили с вами о том, что "Наследников" будут сравнивать с фильмом "Поп". Но у нас есть еще одна картина о вере - "Остров" Павла Лунгина. Полагаю, и тут станут проводить аналогии.
Владимир Хотиненко: Я не вижу ничего общего между этими фильмами. Сравнивать бессмысленно, потому что "Остров" - фильм о юродивом, он там - главный герой. И это совсем другое, чем снимать картину о священнике или тем более о святом.
Со служителями церкви вы общались, когда готовили фильм "Наследники"? Может быть, они принимали участие в подготовке фильма?
Владимир Хотиненко: Нет, не принимали.
Вы ждете какой-то реакции от них?
Владимир Хотиненко: Это любопытный момент. Потому что у нас в фильме, как я уже говорил, есть приглашенный на ток-шоу монах. Он в определенном смысле свидетель, наблюдатель. Но именно он помогает одному из героев фильма понять что-то очень важное...
Не хотите организовать спецпоказ для представителей церкви?
Владимир Хотиненко: Пока, пожалуй, нет... Если бы это была картина про Сергия Радонежского, то, конечно, вне всякого сомнения, но это светское произведение.
Мы постоянно говорим: "Россия - особая страна". И я так считаю. Меня не надо учить Родину любить. Но одновременно мне кажется необходимым задавать самим себе тревожащие нас вопросы. Именно поэтому фильм и называется "Наследники".