Крымская семья решила проблему сырного импортозамещения

Все началось 14 лет назад, когда Александра Дмитриева подкосила тяжелая болезнь. Врачи посоветовали пить козье молоко, но где его возьмешь-то в Симферополе. Обычная городская семья променяла жизнь в трехкомнатной квартире на деревенский быт и завела козу в селе Ключи Симферопольского района. Cегодня сыр козьей фермы Дмитриевых восхищает французов, а немцы спрашивают: почему не продаете его в Европу?

Бастардо-калькулятор

Козы у Дмитриевых зааненской породы и ведут свою родословную из долины Зааненталь в Швейцарских Альпах. Порода отличается высокими надоями и полным отсутствием специфического запаха, присущего этим животным.

Сейчас в стаде 50 коз, доить их надо дважды в день. Все делается вручную, без всякой автоматики. Есть доильный аппарат, но на козу он не рассчитан, и приходится додаивать руками. К тому же животное нервничает. Так что Дмитриевы отказались и от автоматики, и от станка в пользу ручного доения. Занимаются этим все члены семьи за исключением самых маленьких. Но настоящий ас - старший сын Сережа. Четыре года назад он стал победителем международного конкурса козоводов. Тогда в соседнем селе Цветочном собрались заводчики коз и овец не только со всей Украины, но и из Болгарии, Венгрии, Польши и Литвы.

Долгое время Саша и Ирина даже не считали, сколько у них животных. И возможно, не знали бы этого до сих пор, если бы не случай. Однажды стадо потерялось, искать пришлось двое суток. Нашли за 15 километров от дома. Козы забрели на частный виноградник и пощипали его. Охрана загнала компанию в стойло, а заодно пересчитала. Выяснилось, что в стаде 104 козы. Хозяином виноградника оказался немец, Дмитриевым он выставил счет на 18 тысяч гривен за упущенную выгоду и нанесенный ущерб. Потом долго пришлось доказывать, что козы не могли съесть 60 тонн бастардо.

Дорблю я люблю

Ну а когда хозяйство разрослось и молока стало много, Дмитриевы решили: пора делать сыр. Но как? Оба супруга - городские жители. Александр до переезда в деревню работал портным в театре. Ирина - педагог и психолог. За плечами у Дмитриевых нет трех поколений потомственных сыроделов, знающих секреты пармезана или кроттен де шавиньоль. До всего приходилось доходить самим, читать литературу, перерывать Интернет и экспериментировать, экспериментировать...

Сейчас основные клиенты Дмитриевых - санатории, симферопольские, севастопольские и ялтинские рестораны. К слову, московские рестораны тоже готовы сотрудничать, но отправлять сыр самолетом дорого.

- Молоко должно постоять хотя бы сутки, - рассказывает Ирина. - И хранить готовый продукт больше трех месяцев нельзя. Делаем сыр с оливковым маслом, прованскими травами, карри, паприкой, орегано и множеством других вкусовых ингредиентов - более 15 видов. Один повар-голландец в симферопольском ресторане готовит из сыра соусы.

Оказывается, из козьего молока можно делать майонез, мороженое и даже косметическое мыло. Готовили Дмитриевы и знаменитый сыр с голубой плесенью вроде дорблю. Но пока от идеи пришлось отказаться из-за сложностей логистики.

- Одной упаковки с культурой плесени хватает для закладки двух партий продукта, - говорит Ирина.

В каждом грамме козьего сыра от 65 до 99 процентов молочной кислоты и до 169 бактерий. Попадая в желудок, эти вещества предотвращают развитие патогенных микроорганизмов. Бактерии козьего молока выталкивают из своей среды споры благородной голубой плесени, поэтому сыр будет покрыт ею лишь снаружи. А вот в головку сыра из коровьего молока плесень проникает легко и селится в каждом его уголке.

Удиви француза сыром

Министры, депутаты и политики - частые гости Дмитриевых. Как-то раз бывший народный депутат Украины, чья племянница вышла замуж за француза, попросила удивить парижских родственников.

- Долго думали, чем мы можем удивить французов, у которых есть камамбер, бри и вообще более 300 сортов сыра, - вспоминает Саша. - И решили приготовить сыр в сухом вине. Длится процесс около месяца - головку помещают в сухое белое столовое вино и периодически его меняют. Через месяц вкус сыра приобретает карамельные оттенки.

Когда французы собрались уезжать, решили заехать в супермаркет, чтобы купить домой такого сыра. Пришлось им долго объяснять, что делают его только на заказ и только в одном месте.

- Как-то добрался до нас шотландец, настоящий, в килте - вспоминает Саша. - Его компания планировала велотуры по степному Крыму, и у нас она хотела сделать пит-стоп - легкий полдник в пути с блюдами местной кухни. Шотландец попробовал наш сыр и спрашивает: почему в Европу его не продаете?

Этот вопрос иностранцы потом часто задавали Дмитриевым. Немцы, погостившие в Ключах, интересовались, не делают ли крымские фермеры козью колбасу. Но Саша животных не забивает - все-таки они, можно сказать, спасли ему жизнь. Из всех иностранных гостей Дмитриевым больше всего запомнился американский вуфер Джошуа из Аризоны. Вуферство - популярное на Западе движение, когда путешествующий народ живет и работает в семье за крышу над головой и еду. Благодаря американцу дети Дмитриевых подтянули английский язык, а Джошуа научили играть в "дурака" двумя колодами и есть сало.

Робинзоны из Ключей

Поэты и художники тоже частые гости на ферме. Помните: "33 коровы, стих родился новый..." В тишине под серебристыми тополями Ключей и дышится, и пишется легко. Известный крымский поэт и бард Константин Фролов посвятил главе семейства замечательное стихотворение, начинающееся словами: "Как хороши, как свежи были козы". В самом деле хороши! Это оценил заслуженный художник Крыма, завкафедрой НАПКС Александр Максименко и украсил стену дома Дмитриевых знаменитой петриковской росписью.

А еще недавно семья узнала, что и корни у них не простые - героические. На сайте "Подвиг народа" Ирина и Александр отыскали своих дедов. Оказалось, один прошел войну снайпером, а второй подвозил снаряды на передовую. В этом году 9 Мая вся большая семья Дмитриевых - папа, мама и пятеро детей - шла в колонне Бессмертного полка по центральной улице Симферополя. Самая маленькая Саша сидела на плечах у папы и кричала: "Русские не сдаются!"

Кстати, многодетное семейство Дмитриевых никакими льготами не пользуется. От государства получает только пособие 7,5 тысячи рублей на младшую дочь.

Да и какие льготы, если из всех благ цивилизации в Ключах одно только электричество, и то не всегда. Впрочем, Дмитриевы и не хотят, чтобы цивилизация добралась до них. Вот проведут сюда газ, рассуждает глава семейства Александр, и потянутся за ним богатые коттеджи, трехметровые заборы, джипы - и прощай, тишина и уединение чистых Ключей. Нет уж, лучше так - с козами и без цивилизации.