Скандал с Як-52 спровоцировал тотальные проверки авиаклубов ДОСААФ

После нашумевшей истории с перегоном-угоном Як-52 в Подмосковье с аэродрома ДОСААФ сибирского города Ишим министр обороны Сергей Шойгу призвал провести полную инвентаризацию имущества организации, а федеральное руководство общества решило провести тотальные ревизии авиаклубов.

Экстренная поездка в Тюменскую область председателя центральной комиссии ДОСААФ генерал-полковника Александра Колмакова совпала с избранием нового главы региональной организации. Тем временем Росавиация намерена добиться ужесточения наказания за несанкционированные полеты.

Дело расследует специальная комиссия

Со вторника в Ишиме работает специальная комиссия общества во главе с директором департамента авиации Виктором Бычковым. Ревизоры пришли к выводу: местный аэроклуб пытался реализовать принадлежащий ему Як-52, а это государственное имущество, под номером другого подобного самолета, ранее числившегося на балансе этого же клуба. Как предполагается, после завершения сделки машину списали бы как физически изношенную, не годную к эксплуатации. Самолет и в самом деле был "доходягой". Тем не менее, здесь, на территории аэродрома, его подготовили к дальнему полету как вполне работоспособный. Случись катастрофа с гибелью пилота, кто бы ответил за ЧП?

Знали ли покупатели о подлоге? Если верить прозвучавшим в последние дни заявлениям молодого ученого-ядерщика, преподавателя МГУ Ильи Кудряшова, он приобретал самолет за 800 тысяч рублей у частного лица, а не у подразделения ДОСААФ. Нахождение борта на площадке общества не смутило: "Так часто бывает".

Сегодня Илья публично назвал фамилию продавца, в прошлом летчика-инструктора авиаклуба. Кстати, именно о нем "РГ" писала ранее как о человеке, который в 2009 году выставил на продажу сразу три Як-52.

Любопытно, государственных самолетов в Ишиме московская комиссия насчитала всего два. Помимо Яка, уже, видимо, навсегда утраченного, это Ан-2, используемый для парашютных прыжков. На аэродроме есть еще самолеты, но они частные. Насколько законно выстроен бизнес с их владельцами, еще предстоит выяснить.

В рамках расследования уголовного дела военная прокуратура Тюменского гарнизона  допрашивает, в том числе, руководителя клуба Александра Мякишева. Он в Ишиме популярная личность. Как-никак, чемпион мира по высшему пилотажу на Як-52. Мякишев до последнего времени категорически отрицал свою причастность к незаконной сделке с федеральным имуществом. Злосчастный самолет, сказал он, дожидался ремонта. Коллеги из Москвы заявление Александра восприняли со скепсисом.

- После распада Союза территориальные подразделения ДОСААФ стали, как говорится, сами по себе. Как могли, зарабатывали на жизнь, не всегда в рамках правового поля. Утрачивали имущество. Наконец начинается разворот к четкой централизованной организации общества, Минобороны возвращает себе главенствующую роль, - говорит депутат Тюменской облдумы, герой России Владимир Шарпатов, экипаж которого вырвался на самолете из афганского плена.

Что известно о "похищении" самолета на сегодня?

Илья давно узнал о некоем продавце Як-52, жителе Ишима, заочно обсуждал с ним стоимость борта, торговался. О этом есть немало свидетельств. На личной странице Кудряшова в социальной сети  9 февраля сего года оставлено сообщение: "Администрация клуба с радостью сообщает, что заключено соглашение на покупку Як-52 в славном городе Ишим. Так что к сезону он будет у нас в Вихрево…". Вихрево - малый аэропорт в Сергиево-Посадском районе, эксплуатируемый аэроклубом "Пересвет - Аэро". Илью тут все отлично знают. Одно непонятно, кто все-таки покупатель - клуб, в парке которого один Як-52 уже значился, или лично Кудряшов. Последний после возвращения домой из поездки заявлял, что покупатель - он, деньги сам переводил на счет, на то есть подтверждающие документы. Он их представил вчера следователям уральского следственного управления на транспорте СК РФ.

29-летний Илья Кудряшов - человек порядочный, открытый, говорят о нем коллеги и друзья. Ничего дурного они не могут сказать и о Рамасе Шермардини, авиаинструкторе. О  намеренной краже чужого имущества не может быть и речи: "Илья и Рамас не сумасшедшие ставить на собственной репутации, карьере жирный крест".

Прилетели они в Ишим 17 июня на старой "иномарке", которая, по имеющимся на данный момент сведениям, принадлежит Рамасу, - Gardan GY80 с бортовым номером G-ASJY. Однако легкомоторный самолет не имел регистрационных знаков. Каким-то образом о посадке в Ишиме незарегистрированного воздушного судна узнало тюменское подразделение Уральской транспортной прокуратуры. Она оштрафовала пилота и запретила вылет до момента предоставления документов.

На рассвете 21 июня Gardan поднялся в воздух вместе с Яком, который был предварительно подготовлен к вылету, заправлен. Это смахивает на авантюру: покупатели поверили на слово продавцу о технической надежности советского учебно-тренировочного самолета. Однако тот едва преодолел три сотни километров, пришлось совершить аварийную посадку на другом аэродроме ДОСААФ - ближе к Тюмени. Як на ходу срезал ограждения, сел на брюхо - без шасси. За штурвалом сидел Илья. Ему повезло, обошлось без травм. Он пересел в кабину Gardan, который спешно продолжил полет.

Друзья надеялись, что потом, когда недоразумения будут сняты, они вернутся в Сибирь для доставки поломанной машины в Подмосковье уже на грузовике? Может, это было бегство из Ишима вместе с приобретением? Не исключено. Илья, сообщают его друзья, поделился  с ними своими опасениями: якобы хозяева площадки хотят "отжать оба самолета".

Другой вопрос: неужели опытный Рамас не догадывался, что об авиаинциденте на территории действующего аэродрома так или иначе узнают надзорные службы? Так оно и произошло. Ишимский авиаклуб подтвердил: мол, смылись гости ранним утром. Их действия правоохранители квалифицировали как угон. Начались поиски "авиапиратов". Подключились даже подразделения ПВО ВВС. По сведениям Росавиации, первым низколетящий светлый самолетик заметил около 16 часов командир аэробуса - над территорией Татарстана. В восемь вечера Gardan приземлился на посадочную площадку в Орехово-Зуевском районе. До родного аэропорта самолет не дотянул с полсотни километров.

Принципиальный момент: в понедельник Илья сам принялся "стучаться" в двери правоохранительных структур, хотел рассказать об обстоятельствах случившегося. Дал показания транспортной прокуратуре столичного региона. Использовалась при этом любительская видеокамера. Кудряшов признался только в нарушении административного кодекса, за рамки УК, подчеркивает пилот, он не выходил. Его позиция неизменна.

Во вторник с "угонщиками" созвонились сотрудники Уральского управления на транспорте СК РФ, договорились о встрече в аэропорту Шереметьево. Илью туда привез отец. Вскоре мужчинам объявили об их задержании, ближе к ночи доставили в Екатеринбург на рейсовом лайнере, поместили в СИЗО. Сегодня они освобождены судом из-под стражи под залог.