"РГ" разобралась в "войне" забайкальской пенсионерки и местной власти

ЧП в крохотном сибирском райцентре взбудоражило всех.

Бои местного значения

Бывшая учительница рисования, а ныне пенсионерка попросила у главы поселения Акшинское Сергея Баженова обычную справку. О том, что она, Сорокина Л.Г., прописанная в Красноярске, 7 лет неотлучно проживала в родном селе, где ухаживала за отцом, рядовым Великой Отечественной, который недавно скончался. В ответном послании, направленном на соседнюю улицу, адресат извещал давно знакомую заявительницу: бумага, предназначенная для перерасчета коммунальных услуг по месту постоянной регистрации, будет выдана при наличии подтверждающих документов.

Отыскав сохранившийся железнодорожный билет, собрав свидетельства 23 односельчан и врачебной комиссии ЦРБ, в которой все эти годы наблюдалась по поводу ишемии, гипертонии, дисциркуляторной энцефалопатии, просительница повторила попытку. На сей раз почему-то отреагировал сельсовет ("за" - 10, "против" - 0): в выдаче справки отказать.

Аргументы по вопросу, к депутатской компетенции не относящемуся, приводились убийственные. Процитирую, не искажая правописание, лишь один: "не представлена справка из ЖЭК г. Красноярска о не проживании по месту прописки..." В апреле марафонскую канитель, казалось, прервал представитель губернатора: "Справку выдать, принять меры по соблюдению законодательства РФ при рассмотрении обращений". Но в мае непреклонный Баженов ошарашил Сорокину образчиком логики: "Представленные документы подтверждают факт вашего проживания в доме родителей". Однако: "Проездного билета, справки о прохождении лечения, показаний свидетелей и администрации для выдачи справки о проживании вас в доме родителей недостаточно".

В июле на мольбу измученной женщины о помощи откликается уполномоченный по правам человека в Забайкальском крае Николай Каргин.

- Не поверите! - с трудом сдерживает эмоции омбудсмен. - Восьмого августа получаю материалы проверки: Сорокина в Акше - да, проживала. Семь лет. Безвыездно! А 9-го звонит в слезах: "За проживание без регистрации по месту пребывания районное УФМС штрафом грозит". Убеждаю коллег - ну не могла бабушка лежачего отца дергать, ходить по инстанциям! Еле уговорил. "Принимая во внимание, что гражданка своим бездействием не причинила общественного вреда и ущерба государственным интересам", постановили: от административной ответственности освободить, ограничиться замечанием.

Людмила Гавриловна тем временем, не оправившись от одной обиды, "напросилась" на другую.

Деревенский детектив

Вся на нервах, с больным позвоночником принялась оформлять наследство на старенькую избу. И вдруг замечает: хозяин соседнего особняка, судебный пристав, Николай Корчагин, меняя изгородь, новые столбики подвинул на ее территорию. Предложила исправить - отказывается. Пошла опять к главе поселения.

- А наш Баженов изобретатель не только по части волокиты, - восстанавливает события акшинский старожил Владимир Калашников. - С Корчагиным, кстати, дальним своим родственником, он раньше в том же суде работал администратором. Когда комиссия на огородное поле битвы нагрянула, ножки забора уже на прежнее место "отпрыгнули". Мое жилище в двух шагах. Тычу пальцем в свежие ямки, Людмила Гавриловна техпаспорт протягивает. Измерьте землю-то, сравните! В ответ издеваются: "Установлено отсутствие предмета разбирательства". Глава проговорил (я слышал!): "Так и поджечь могут..." За словом в карман он сроду не лез: кого хочет, прилюдно обматерит, врагом обзовет. Аукнется и брошенная вскользь фраза...

Районный прокурор в тонкости земельного спора по причине того, что участки не межевались, внедряться не стал. Зато в отношении Баженова, "не обеспечившего объективное, всестороннее рассмотрение жалобы", возбудил дело. Утром 17 декабря мировой судья оштрафовал его на шесть тысяч рублей. А поздней ночью верная дворняга подала Сорокиной сигнал: в огороде кто-то есть.

- На рассвете в баньку заглядываю, - говорит Людмила Гавриловна, - потолок, стены, коробки из-под лекарств в саже, одежки обуглены, подле "буржуйки" теплая зола и литровка из-под минералки "Акша" с остатками ГСМ. Я - в полицию: мол, спугнула их, пробравшихся, видно, от Корчагиных. Не успели большого огня развести. Трубу не открыли, дверь прихлопнули, - пламя и задохнулось.

К обеду следователи не сомневались: "совершено покушение на умышленный поджог". Дактилоскопическая экспертиза, указавшая, кому принадлежит обнаруженный на бутылке отпечаток указательного пальца правой руки, еще готовилась, а один из оперов докладывал: "Считаю целесообразным провести обыск по месту жительства Баженова С.В.".

На допросах, очных ставках Баженов и Корчагин держались невозмутимо. Алиби обоим обеспечили жены. От "полиграфа" отказались. Имели, впрочем, полное право: "детектор лжи" - штука добровольная. Итог: "Для привлечения вышеназванных лиц в качестве обвиняемых добытых доказательств недостаточно".

"Одержимая" и "принципиальный"

Поскольку истина не установлена, у каждого своя правда. Корчагин не исключает: "Поджог инициировала Сорокина". Вариант главреда местной газеты Владимира Потехина изощреннее: "Начальник нашей полиции - мой двоюродный брат. Неадекватную старушку стопроцентно использовала мафия - подставили Баженова".

Того же мнения и сам Сергей Васильевич:

- Враждебные группировки меня за принципиальность бьют, терзают. Я ж созидатель! Будки собачьей не разрушу, гнезда птичьего не разорю! Все здесь моими руками построено за 20 лет работы на руководящих должностях в РСУ! След на бутылке? Так вижу пустую тару на улице - забрасываю в ближайший двор. Могли этим воспользоваться? Легко! Докажите вину - готов, как Ходорковский, года два шить рукавицы в Краснокаменске, это ж под боком! Но с моим-то опытом диверсионно-десантной подготовки в спецподразделении Таманской дивизии стал бы я действовать столь непрофессионально?

Сельских старейшин тревожит иное.

- Все это подрывает доверие к местной власти, - рассуждает Борис Корчевский, много лет проработавший директором Акшинской средней школы. - Сорокина излишне дотошна, одержима? Но она же простой, житейскими невзгодами придавленный человек, а ты, Баженов, - страж закона и справедливости. Не будь буквоедом, успокой, поддержи! Вместо этого - крючкотворство, редкая способность любую мелочь превращать во вселенскую проблему. И бесконечное "яканье". Планы наполеоновские, результат - сплошные скандалы. А ведь вверенный ему пост - фундамент огромной пирамиды. До Читы триста верст. До Москвы - тысячи. Именно с этого кабинета в одноэтажном строении с российским флагом начинается для земляков государство.

Четыре ступеньки преодолеть...

Кстати

Бывший первый замруководителя администрации Акшинского района Александр Бабий за подделку официальных документов и растрату бюджетных денег приговорен к условному лишению свободы на 2 года и 6 месяцев. Реальный срок грозит экс-главе районной администрации Олегу Янцевичу, который обвиняется в краже двух служебных "УАЗов".