25.06.2015 00:22
    Поделиться

    Минтруд предложил ввести страхование по уходу за человеком

    В России необходимо ввести страхование по уходу за человеком. Такое заявление сделал на днях министр труда и социальной защиты Максим Топилин.

    Продолжительность жизни в России растет, значит, увеличится доля пожилого населения, пояснил министр. Но старость - это не радость. Это тяжелые болезни, зачастую помноженные на тотальное одиночество.

    "Мы должны думать о том, как нам в этой связи... создавать систему паллиативной помощи, - сказал Топилин. - Нужно в разумные сроки, наверное, вводить новый вид страхования - по уходу за человеком. В ряде стран такие системы страхования существуют".

    Действительно, существуют. В Японии, например, где мне довелось побывать в самом обычном доме престарелых. Одинокие 90-летние старики получают там и правильную еду, и круглосуточный патронаж, и развлечения. Я даже поучаствовала в занятии оригами - вместе с бабушками и дедушками (бабушек было больше), училась складывать из листа бумаги журавликов и цветы тюльпанов. Старики радовались как дети. До сих пор храню дома несколько подаренных мне птичек, сложенных старыми, морщинистыми руками.

    Пребывание в таком доме дорого, не скрывали японцы. Платят либо взрослые дети - за родителей, либо страховые компании.

    У нас дома престарелых по большей части муниципальные (частные есть, но их очень мало). И очереди в них огромные. Хотя совсем бесплатными их не назовешь - старики оставляют здесь пенсию. И вот тревожный знак: растет у нас в последние годы количество стариков, умерших дома в полном одиночестве.

    Теперь попасть в дом престарелых некоторым будет еще сложнее. На днях минздрав утвердил перечень противопоказаний, при наличии которых гражданам могут отказать в устройстве в стационарные социальные учреждения.

    "Могут отказать" - так сказано в документе. Но ведь яснее ясного: тяжелые больные в обычных домах, где нет возможности оказывать им адекватную медицинскую помощь, никому не нужны. Поэтому можно уверенно предположить: запрет будет тотальным.

    "Мы действуем в рамках закона об основах соцобслуживания граждан в России", - пояснили "РГ" в минздраве. - Закон предполагает оказание гражданам соцуслуг, в том числе в стационарах, вместе с тем закон предусматривает, что при определенных тяжелых заболеваниях гражданину может быть запрещено пребывание в соцучреждении".

    Перечень действительно состоит из болезней, с которыми лучше не сталкиваться. Понятно, что открытая форма туберкулеза, лепра, онкозаболевания, расстройства психики, тяжелые поражения кожи, легких и выделительной системы у соседа по комнате - это прямая опасность для здоровья.

    "Такие пациенты представляют угрозу не только для людей, которые рядом. Они нуждаются в специальной медицинской помощи. Поэтому в соцучреждении, где получить полноценное лечение возможности нет, возникает также опасность для жизни и здоровья самого гражданина", - подчеркивают в минздраве.

    Запрет на размещение в социальные стационары может быть временным. Подразумевается: вот подлечат, состояние больного улучшится, и он сможет воспользоваться правом на социальную помощь.

    Верится в это, однако, с трудом. Реформа здравоохранения подразумевает, что в медицинских стационарах люди должны получать интенсивное лечение. Пребывание в больницах хронических больных в течение долгого времени уже не практикуется. Так называемые социальные койки нещадно сокращают. Вопрос: куда деваться тяжелобольным? Или забота об уходящих людях ляжет целиком на их близких? А если родственников нет, если человек одинок, кто о нем позаботится?

    Ведь паллиативная помощь, суть которой состоит в том, чтобы безнадежно больной, умирающий человек ушел из жизни достойно и с возможно меньшими страданиями, в нашей стране только начала выстраиваться. Кстати, совсем недавно минздрав представил два документа - порядки оказания такой помощи взрослым пациентам и детям. Уже хорошо, отмечают специалисты, что если сначала хосписы создавались исключительно для умирающих от рака, то новые порядки расширяют перечень недугов, при которых уходящий человек может получить паллиативную помощь.

    Но пока можно констатировать, что и с нашей социальной системой, и с медицинской помощью, да и с общественным сознанием далеко не все в порядке. Во времена социализма "забытых" трупов практически не было - одинокие граждане в социальном плане были под обязательной опекой государства. Уже то, что им выплачивали пенсии прямо дома, лично, помогало вести некий контроль за этой самой уязвимой группой.

    Пока до спецстраховки "по уходу" у нас далеко: будет ли она добровольной или обязательной, по каким тарифам? У нас любой дополнительный налог, дополнительный процент отчислений на соцнужды вызывает бурю возмущения. Похоже, и бизнес, и чиновничество все подряд считают, что будут вечно молоды и здоровы...

    Но ведь обязанность государства заботиться о больных стариках прямо закреплена в статье 39 Конституции РФ: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и "в иных случаях, установленных законом". Смерть в одиночестве и есть такой случай.

    Компетентно

    Ян Власов, врач-невролог, глава Общественного совета по защите прав пациентов Росздравнадзора, эксперт ОНФ

    -Такой перечень принят впервые, и он необходим. Ведь речь идет о тяжелых заболеваниях, когда пациенты нуждаются в специализированной медицинской помощи. Получить ее можно в хосписе, где есть подготовленный, обученный персонал и все необходимое для облегчения состояния больного. В обычном социальном учреждении, понятно, таких условий нет.

    Другое дело, что, вводя подобные запреты, необходимо делать параллельные ходы, создавать разветвленную систему паллиативной помощи. Это должны быть не только хосписы или специализированные отделения при медицинских учреждениях, например, при туберкулезных диспансерах. Это должны быть и сестринские отделения ухода, и выездные бригады, оказывающие паллиативную помощь на дому.

    В любом случае минздрав принимает базовые, методические решения и дает рекомендации. А выбирать модель, по которой будет выстраиваться паллиативная помощь, будут сами регионы. На их плечи ляжет и финансовая сторона вопроса. Хотя в принципе оказание паллиативной помощи у нас включено в систему обязательного медицинского страхования. Поэтому, на мой взгляд, очень важно, чтобы были разработаны специализированные стандарты, утвержденные минюстом. Тогда они будут обязательны к выполнению повсеместно. Насколько мне известно, Российская ассоциация паллиативной медицины уже приступила к этой работе.

    Поделиться