"Фестиваль был сокращен, как я вам уже докладывал, на два дня. Естественно, в связи с этим сеансов меньше. Но в пересчете приятно, что посещаемость по отношению к предыдущим годам выросла на 10 процентов. То есть, порядка 11 тысяч в этом году там, где в прошлом году было 10 тысяч", - отрапортовал президент ММКФ и подытожил: "Интерес зрителей не упал, а, наоборот, даже возрос, и для нас это очень важный знак. Я имею в виду - не только для фестиваля, но и для всех кинематографистов".
Обозреватель "РГ" спросила, как Михалков относится к тому, что стоимость билетов за вечерний сеанс в фестивальные дни доходила до 550 рублей. Не дорого ли это?
"Я не могу прокомментировать, потому что это не входит в мою компетенцию - отношения дирекции кинотеатра, бизнеса и зрителей, - ответил Никита Сергеевич. - Если зрителя это устраивает, и он идет - естественно, цену поднимать будут ровно настолько, насколько он готов платить. Как только зритель откажется платить, наверное, тогда будут снижать цену".
В прошлые годы фестиваль и его президента критиковали за то, что фильмами открытия и закрытия были голливудские блокбастеры типа "Трансформеров". В этом году фестиваль открылся спокойным кино и закрылся таким же, отметила обозреватель "РГ".Насколько это лучше для ММКФ?
"На мой вкус - лучше, - сказал Никита Михалков. - Наверное, фестиваль должен носить образ людей, которые его делают и принимают в нем участие. Но я считаю, что наша страсть показать Голливуду, что, мол, мы с вами, вы - наши старшие братья, смотрите, как мы вас принимаем - это вещь естественная. Это происходит во всем мире. Каннский фестиваль тоже открывается американскими картинами Однако, мне кажется, что качество картины и уровень режиссера наиболее важны. А "Трансформеров" можно посмотреть и потом - в другом кинотеатре".
В этом году Никиту Михалкова часто видели на показах - в кинозалах. Естественно журналисты не могли не упомянуть об этом.
"Я счастлив, что могу смотреть кино, - сказал Никита Сергеевич. - Потому что раньше всегда искал с товарищами выход из положения. А сейчас фестивальный механизм отлажен, и я могу пойти и смотреть фильмы. В этом году было около 20 программ на 6 дней фестиваля, и в каждой есть картина, которую можно посмотреть. Это уже 20 картин. Я смотрел то, что советовали мои коллеги, отборщики. У меня есть список, я его размножил и раздал своим друзьям. Не всегда мнения совпадали, но то, что в кино приходило такое количество народа - на ступеньках сидели люди - уже о чем-то говорит. Я сам картину "13 минут" смотрел, сидя на ступеньках".
Сложно было не поинтересоваться тем, какие именно фильмы входили в "Список Михалкова". Никита Сергеевич назвал документальный фильм "Взгляд тишины" Дж. Оппенгеймера: "Какая безжалостная картина не только с точки зрения тех, кого осуждает режиссер, но и к себе самим". А также иранскую картину "Такси" Джафара Панахи. "Замечательная иранская картина - вот это настоящее авторское кино. Иногда, когда говорят о том, что длинно и скучно, предполагая, что как у Тарковского, - это глубокое заблуждение. У Тарковского каждая секунда нагнетает напряжение. Эта картина Панахи - вот где суть и мастерство настолько совпадают, что невозможно оторваться от экрана. Вроде ничего не происходит, какие то люди, но все наполнено смыслом, талантом и энергией. Думаю, что успех картины в мире связан еще и с тем, что режиссер - изгой, но я видел много фильмов людей, которые находились в тяжелом положении, и не все они снимали такое кино".
Президент ММКФ также сказал, что рад тому, что в фестивальные дни не было ничего яркого, подразумевая, что ничего скандального. Он рассказал о том, что в его адрес поступила нота турецкого посла по поводу программы, посвященной столетию геноцида армян. В ноте посол писал, что их страны дружат, у них хорошие отношения, и просил если не снять, то заменить название программы. В ответ Михалков, посоветовавшись с коллегами, направил ответное письмо, где было написано, что "геноцид армян" - это принятая международная формулировка и что нигде не сказано о том, что речь идет о турецком народе. "Я вежливо написал, что мы не должны эти сражения переносить на поле фестиваля. Надеюсь, что нам удалось их убедить", - сказал Михалков, после чего признался в любви к турецкому кинематографу.
Конечно, режиссеру был задан традиционный вопрос про строительство центра фестиваля - на какой стадии оно находится?
"На стадии подписания документов, - ответил Никита Сергеевич. - В течение этого времени мы очень продвинулись, есть красивый проект, инвесторы, строители, выбрано место...". Михалков сказал, что строительство фестивального центра связано и с чемпионатом мира по футболу, который должен проходить у нас в 2018 году. Ряд мероприятий, такие, как брифинги и пресс-конференции, могли бы уже проводиться и там.
Поскольку режиссер присутствовал в Доме Кино на открытии российских программ - а открывались они фильмом Василия Сигарева "Страна ОЗ", где много нецензурной лексики, был задан вопрос, готов ли Михалков лоббировать такое кино.
"Лично я не буду лоббировать то кино, где мат является сутью изложения мысли и только этим. Мне омерзителен бытовой мат, но я уверен, что мат есть часть русского языка - есть ситуации, которые оправданы тем, что человек говорит резкое сильное русское слово. Это должно быть защищено автором, когда он говорит то, что по-другому сказать не может.... Я всегда буду защищать право художника на то, чтобы отстаивать ту лексику которую он использует, в том случае если он отвечает за это и доказывает, что это действительно необходимо. Доказывает не с трибуны, а художественным произведением. Потому что, скажем, в военных картинах и в моих в том числе это все равно существовало, и я отстаивал это и буду дальше отстаивать. А бытовой, рядовой, вялотекущий бесконечный мат у меня вызывает внутреннюю брезгливость", - высказал свою точку зрения Михалков.