Задача закона - защитить права и законные интересы различных субъектов кредитных рейтингов.
Документ направлен на обеспечение защиты прав и законных интересов субъектов и пользователей кредитных рейтингов, включая кредиторов и инвесторов, а также на обеспечение прозрачности и независимости деятельности рейтинговых агентств, говорится в законе.
Рейтинговое агентство - это организация, оценивающая платежеспособность предприятия, качество его корпоративного управления, и распоряжение активами. Наиболее известный продукт рейтинговых агентств - кредитный рейтинг. Он отражает риск невыплаты по долговому обязательству и влияет на величину процентной ставки, на стоимость и доходность долговых обязательств. При этом более высокий рейтинг соответствует меньшему риску невыплаты.
В мире более 100 рейтинговых агентств. Наиболее известные - Fitch Ratings, Moody’s, Standard & Poor’s (S&P). По словам экспертов, за всю историю своего существования рейтинговые агентства неоднократно вызывали сомнения в отношении объективности оценок. Есть точка зрения, что агентства дают рейтинги, исходя не из объективных данных, а из соображений коммерческой конкуренции друг с другом или с учетом внешнеполитического курса некоторых стран.
В законе, принятом в России, также сказано, что рейтинговое агентство должно обеспечивать независимость своей деятельности от любого политического и экономического влияния, предотвращение и выявление конфликтов интересов. Оно не вправе отзывать рейтинги, присвоенные по национальной рейтинговой шкале, на основании решений иностранных государств или международных союзов.
Рейтинговая деятельность признается исключительной, запрещается совмещать ее с другими видами деятельности. Банк России, согласно документу, вправе установить особенности использования кредитных рейтингов, присвоенных агентствами, зарегистрированными за пределами РФ.
Что касается реестра ЦБ, то в законе определен порядок включения в него. Например, агентство должно подать заявление и приложить к нему документы, перечень которых установит ЦБ. Банк России принимает решение о внесении организации в реестр рейтинговых агентств в течение 6 месяцев со дня получения заявления. За внесение в реестр будет взиматься госпошлина.
Рейтинговое агентство также обязано уведомлять Банк России о лицах, получивших право распоряжения более 10 процентами голосующих акций. Кстати, ими не могут быть те, кто контролировали или оказывали значительное влияние на обанкротившиеся кредитные и некредитные финорганизации; лица, которые являются учредителями других рейтинговых агентств; лица с неснятой или непогашенной судимостью за совершение умышленных преступлений; с которыми работодатели неоднократно расторгали трудовые договоры.
В документе также установлено требование к руководству агентства с численностью сотрудников свыше 20 человек. Как минимум одна треть, но не менее двух членов совета директоров и (или) коллегиального исполнительного органа должны быть независимыми членами, не участвующими непосредственно в рейтинговой деятельности.
Закон устанавливает, что рейтинговый комитет должен включать не менее пяти аналитиков, имеющих право голоса, в том числе ведущего аналитика для данного кредитного рейтинга, председателя комитета и одного аналитика, деятельность которого не включает кредитные рейтинги данного эмитента.
Принятый на заседании Госдумы закон дает право рейтингуемому лицу, несогласному с присвоенным кредитным рейтингом или прогнозом по рейтингу, подавать апелляцию.
В законе также определены санкции, которые вправе применять Центробанк, если рейтинговое агентство не исполнило предписание регулятора и в срок не устранило нарушения.
ЦБ может потребовать замены управляющих и исключить сведения об агентстве из реестра. После этого агентство не может быть повторно внесено в реестр в течение года. Кредитные рейтинги, присвоенные таким агентством, не могут быть использованы со дня, следующего за днем принятия ЦБ решения об исключении рейтингового агентства из реестра.
"Старые" рейтинги будут использоваться в регулятивных целях в течение 1,5 лет после вступления закона в силу в отношении российских юридических лиц и в течение 2 лет в отношении иностранных юрлиц.
Закон "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 закона "О Центральном банке РФ" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ" вступит в силу со дня его официального опубликования.
Российские рейтинговые агентства обязаны привести свою деятельность в соответствие с законом в течении 1,5 лет с даты вступления в силу закона, иностранные агентства - в течение 2 лет.
Сейчас в российский реестр аккредитованных рейтинговых агентств входят 9 компаний, включая филиалы иностранных агентств - Moody's Interfax, ООО "Мудис Восточная Европа", филиалы Fitch и S&P, Национальное рейтинговое агентство, РА АК&М, "Рус-Рейтинг", ЗАО "Рейтинговое агентство "Эксперт РА" и ООО "Группа рейтинговых агентств "Эксперт РА". Контроль и надзор за рейтинговыми агентствами осуществляет Банк России.
У разных агентств обозначения рейтинга несколько отличаются. Но, как правило, самый высокий рейтинг - ААА. Затем по убывающей: АА, А, ВВВ и т. д. Самый низкий кредитный рейтинг обычно обозначается буквой D (дефолт - неплатежеспособность компании). Рейтинги, находящиеся в диапазоне от ААА до ВВВ, считаются инвестиционными, последующие - неинвестиционными, "мусорными" (junk grade).
Компаниям с неинвестиционными рейтингами приходится платить по кредитам более высокие проценты, а у инвестиционных и пенсионных фондов есть правила, регламентирующие количество денег, которое они могут вкладывать в "мусорные" бумаги.