30.06.2015 00:47
    Поделиться

    В Санкт-Петербурге состоялся первый Российский форум малого бизнеса

    За день до официального открытия ежегодного Санкт-Петербургского международного экономического форума, в котором принимают участие гиганты большого бизнеса, в городе на Неве состоялось обсуждение проблем малого и среднего предпринимательства (МСП). Саммит "Малый бизнес - большие перспективы" прошел по четырем направлениям: финансы, госзакупки, административные барьеры и инфраструктура.

    Впервые на состояние малого и среднего бизнеса в рамках ПМЭФ обратили отдельное внимание в 2012 году. Для обсуждения была выделена отдельная площадка, которую взяла под свою опеку "ОПОРА России". С 2015 года форум малого и среднего предпринимательства стал отдельным мероприятием под эгидой ПМЭФ. Однако тематика обсуждения за четыре года практически не изменилась, эксперты продолжают дискутировать о том, что нужно сделать, чтобы МСП в России развивалось, а не выживало. Отметим только, что ситуацию опять обсуждают в основном банкиры и чиновники. С одной стороны, вне всякого сомнения, "большое видится на расстоянии". С другой стороны, увидеть все-таки хотят малое.

    По мнению председателя комиссии по развитию малого и среднего бизнеса Общественной палаты РФ Дмитрия Сазонова, "основные проблемы предпринимательского сообщества по сути-то и не меняются: это так называемые длинные и дешевые деньги и проблемы с контрольно-надзорной деятельностью".

    - Укрупненное общение с малым и средним бизнесом с позиции господдержки надо заканчивать, - полагает Николай Гордеев, президент и председатель правления банка "Объединенный финансовый капитал". - Сегодня малый и средний бизнес очень вариативен, но на поверку оказывается, что хороших проектов, достойных финансирования традиционными кредитными продуктами, не так много.

    По мнению Гордеева, "в традиционном понимании компаний по малому и среднему бизнесу не так уж и много", однако для банков это хороший пример долгосрочного сотрудничества, обеим сторонам только нужно решиться. Первый кредитный продукт для предприятия МСП действительно очень дорогой, но затем сотрудничество и "выращивание отношений" оказывается долгосрочным и успешным для обеих сторон - и для банка, и для клиента.

    Основная цель государственной поддержки МСП должна заключаться в развитии компаний реального сектора экономики, и в первую очередь инновационных предприятий. Здесь, как полагает президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, проблема в значительной степени связана с отсутствием спроса, и роль органов власти могла бы быть определяющей. Государство давно и эффективно оказывает меры поддержки по созданию инновационных малых предприятий - бизнес-инкубаторы и технопарки есть, кажется, уже во всех регионах РФ. Однако продукцию этих компаний крайне тяжело вывести на рынок.

    - На мой взгляд, одна из главных задач сейчас - это создание рынка инновационных продуктов, конкуренции, - отметил он. - Нет экономических стимулов, нет налоговых преференций или каких-то других льгот для крупного бизнеса, чтобы он начал сотрудничать с малыми и средними предпринимателями.

    Возможно, первый шаг в этом направлении будет сделан уже завтра. По мнению президент "ОПОРЫ России" Александра Калинина, точки роста для малого и среднего предпринимательства в период экономического спада можно обеспечить, облегчив доступ к государственным деньгам.

    - В законе 44-ФЗ слишком многое все же было прописано в угоду заказчикам, - полагает он. - Сообщество с нетерпением ждет, когда войдет в силу долгожданное постановление правительства РФ, которое с 1 июля обязует до 10% всех торгов отдавать малому и среднему бизнесу.

    Следующим этапом, полагает заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Цыганов, должно стать опосредованное государственное регулирование доступа компаний МСП на рынок.

    - Важен доступ к государственным закупкам, но для малых инновационных предприятий еще важнее заказы компаний с государственным участием, встраивание в цепочки добавленной стоимости, - заявил он. - Решение существующих проблем в этой сфере мне видится в развитии конкуренции, ликвидации барьеров доступа малых предприятий на рынок, создании равных условий для работы.

    Наконец, третья проблема, сдерживающая развитие малого и среднего бизнеса в России, - препятствия административного характера. Об их снижении говорят на всех уровнях, но здесь необходимо поменять прежде всего отношение к малому бизнесу. Не стоит рассматривать его как источник дохода для бюджетов всех уровней. Малый бизнес прежде всего - это снижение расходов, поскольку люди, обеспечивающие себе занятость и определенный уровень жизни, тем самым освобождают свое место в очереди за бюджетными ресурсами. Поэтому для предприятий МСП должен быть организован максимально облегченный доступ как при регистрации предприятия, так и при уплате налогов, и при организации различного рода проверок. Если же при работе налоговых инспекторов главными критерием становится размер доначислений в бюджет по результатам проверок, а не соблюдение законности, то говорить о лояльности к МСП не приходится.

    Программ по развитию бизнеса было очень много, еще в августе 1990 года были поставлены все те же самые задачи - упрощение регистрации и снижение налогов, напомнил руководитель департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Михаил Орлов. - Задачи правильные, и получается, что мы просто не умеем их реализовать, а правительство работает в отрыве от бизнеса.

    В июне Госдума приняла в третьем чтении закон о поддержке малого и среднего предпринимательства, который в том числе устанавливает правовые основы деятельности Федеральной корпорации развития МСП. За несколько дней до этого участники петербургского форума высказались "за" создание такой структуры, которая будет координировать работу по всем проблемным направлениям: правовое регулирование, налоговая сфера, административные барьеры, финансово-кредитное стимулирование, инновации, образование. Однако, как отметил губернатор Тульской области Владимир Груздев, необходимо все-таки прописать количественные показатели, которых планируется достигнуть за определенный промежуток времени. Скажем, через год, к следующему форуму МСП и ПМЭФ.

    Поделиться