Новости

30.06.2015 00:41
Рубрика: Экономика

Молоко убежало

Фермерам не хватает сухой сыворотки
Текст: Михаил Ананьев (профессор РЭУ им. Плеханова, руководитель НИИ "Продовольственная безопасность")
Падение национальной валюты, санкции и снижение эффективности реального сектора привели к росту спроса на продукцию отечественных товаропроизводителей продовольственных товаров, а также к повышению внимания к проблемам импортозамещения в этой сфере. С другой стороны, эти же факторы способствовали удорожанию ресурсов развития агропромышленного комплекса - прежде всего кредитных.

По данным минсельхоза, уровень продовольственной независимости в России сегодня обеспечивается только по зерну, картофелю, растительным маслам и сахару. Экспертные оценки еще жестче: исследования продовольственных кластеров позволяют сделать вывод о том, что он может быть обеспечен только по растительному маслу и сахару. По зерну же и картофелю уровень производства зависит от импорта семян.

Проблемными остаются также мясной и молочный сектора национального агропромышленного комплекса. Численность поголовья "молочных" коров и крупного рогатого скота на откорме снижается. Эти проблемы пытаются решать за счет повышения продуктивности животных в молочном животноводстве и увеличения объемов производства мяса птицы. Однако дефицит сырья для переработки по молоку и мясу крупного рогатого скота остается.

Потенциал региональных АПК используется неравномерно

При этом уровень господдержки сельского хозяйства в России в разы ниже, чем в странах ЕС, США и Китае - 4,4 млрд долл. против 107,7 млрд долл., 23,9 млрд долл. и 147 млрд долл. соответственно. Потенциал региональных АПК используется неравномерно. Около 10% объема валовой продукции сельского хозяйства приходится на Краснодарский край, а в Белгородской области производится 14% свинины и 16,6% мяса птицы (11% мяса в целом). Значительная часть (до 45%) ресурсов не вовлечена в сферу хозяйственных отношений (и прежде всего земельных) потенциала региональной системы продовольственного обеспечения.

Есть проблемы и с функционированием сферы переработки, которая развивается в основном как бизнес-структура крупных монополий. По сути, предприятия сферы переработки не интегрированы с сельскими товаропроизводителями. Из-за этого в молочной отрасли, например, сохраняется зависимость от импорта по производству сухих сыворотки и обрата, обезвоженного молочного жира.

Аграрная политика основана на "Дорожной карте развития сельского хозяйства РФ до 2020 года", которая предполагает интенсивный рост сельскохозяйственной отрасли в ближайшие пять лет. Увеличение торгового баланса должно вырасти до 4,9 трлн руб. (с нынешних 915 млрд руб.). При этом дальнейшее развитие национального продовольственного рынка связывается только с созданием условий интенсификации сельского хозяйства. За пределами рассмотрения остался ряд параметров, существенно влияющих на отечественный продовольственный рынок. Это, в частности, механизмы управления ценообразованием и интегрированными процессами в АПК, трудовым потенциалом в национальной системе продовольственного обеспечения, устойчивостью сельских территорий. Причины недостаточного уровня продовольственной безопасности в том числе в несовершенстве системы хозяйственного взаимодействия предприятий АПК, отсутствии условий реальной интеграции, несовершенстве ценообразования, ограниченном доступе к кредитам. Не хватает и кадров (в некоторых регионах дефицит рабочих составляет 50%).

Национальная продовольственная система сегодня не рассматривается как единый многоотраслевой функционально-взаимодействующий сектор экономики. Она управляется по территориально-отраслевому принципу, без учета состояния отдельных элементов. Для того чтобы решать задачи комплексно, нужен системный подход, а для этого необходимо исследовать проблемы национальной системы продовольственного обеспечения и определить задачи институционального уровня. Одним из стратегических направлений в сложившейся ситуации должно стать завершение институциональных преобразований в сельском хозяйстве, обеспечивающих формирование эффективной хозяйственной структуры. На практике это означает обеспечение условий развития малого и среднего бизнеса. При этом государству все же принадлежит главная роль, поскольку изменения в госполитике должны быть направлены на ликвидацию убыточности сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств на основе регулируемой реорганизации (их более 30%).

Необходимо разработать механизм управления развитием продовольственных подкомплексов и регулирования их устойчивого функционирования в регионах, определить систему мероприятий по обеспечению доступа к ресурсам развития хозяйствующих субъектов национальной системы продовольственного обеспечения. Немаловажно и создание условий эффективного использования земельных ресурсов, а также поддержание технологического уровня производства во всех отраслях национальной системы продовольственного обеспечения, создающего конкурентное поведение на рынке.

Понадобится также проведение комплекса исследований по формированию эффективной хозяйственной структуры национальной системы продовольственного обеспечения на федеральном и региональном уровнях в соответствии с территориальными особенностями хозяйственного поведения. В ходе этих исследований необходимо установить, каков ресурсный потенциал национальной системы продовольственного обеспечения в каждом регионе, как его можно использовать, каковы территориальные особенности хозяйственного поведения. На основе полученных выводов можно будет принимать решения об эффективном использовании земельных ресурсов, поддержании технологического уровня производства во всех отраслях и сферах АПК, а также развитии трудовых ресурсов. Также можно будет выработать меры стимулирования производства агропромышленной продукции и развития рыночных институтов, совершенствования условий их работы.

Экономика АПК