Антикризисный план правительства уже был раскритикован сообществом нефтяников и газовиков именно в свете очевидной непроработанности в нем мер импортозамещения.
- Правительству следовало бы в нем рассмотреть, что можно сделать сегодня в плане импортозамещения без больших капиталовложений, - отметил президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. - Надо, во-первых, оценить, что можно сделать в нашей отрасли, как говорится, "здесь и сейчас". Второе - что мы можем сделать с небольшими затратами времени и средств. Третье - что можно сделать со средними показателями этих затрат - например, построить цех. Наконец четвертое - долгосрочные проекты, в частности, строительство нового завода. Весь этот комплекс задач наглядно показывает - решение вопроса импортозамещения - это достаточно длительный процесс. Но начинать действовать надо уже сегодня.
Генеральный директор Национального института нефти и газа Всеволод Кершенбаум обратил внимание на то, что современное оборудование нефтегазодобычи связано с сотнями, а порой и тысячами поставщиков. Вполне естественно, что у поставщика возникает искушение не вполне совершенный узел отечественного производства заменить зарубежным. При этом бирка на целом изделии стоит "Уралмаш" или ВЗБТ. Наряду с тем комплексным оборудованием, которое поступало и нынче функционирует в нефтегазовом комплексе, необходимо провести серьезную инвентаризацию тех узлов, которые являются функциональной составной частью отечественного оборудования, и целиком и полностью ориентировать машиностроителей на вопросы импортозамещения в части процессингового импорта. Критическая важность таких мер вызвана тем, что для того, чтобы обслуживать этот узел, необходимо следовать техническим условиям, которые сформированы зарубежными производителями. Любое отклонение от этих правил приводит к тому, что производитель перестает давать гарантию на нормальную эксплуатацию оборудования.
- Мы попадаем не в технологическую зависимость, мы попадаем в технологическую кабалу, - заявил Всеволод Кершенбаум.
Еще одно серьезное препятствие на пути реализации мер по импортозамещению - существующая в России с 2003 года, с введения закона о техрегулировании система национальных стандартов. Она практически полностью гармонизирована с международной системой ISSO.
- В результате сегодня на поле наших нефтегазовых компаний скопилось 60% импортной техники от общего объема использования, - обратил внимание Всеволод Кершенбаум. - А есть подотрасли, где преобладание импортного оборудования достигает 80%. Для того чтобы обслуживать это оборудование в условиях санкций, мы обязаны воспроизводить в соответствии с западными стандартами или нашими гармонизированными стандартами те узлы, которые подлежат замене. Сейчас перед тем, как машиностроительное предприятие приступит непосредственно к изготовлению того или иного вида оборудования, оно должно быть полностью с точки зрения стандартизации гармонизировано с зарубежной практикой. И когда раздаются оптимистичные разговоры о том, что мы в состоянии за 2-3 года справиться с проблемой импортозамещения, - не верьте! Если задача в том, чтобы поставить на производство практически готовую, подготовленную документацией продукцию, - это год. Сделать цех можно за 2-3 года, завод - за 6-8 лет. Поэтому 10 лет - это минимально реальный срок для того, чтобы выйти на уровень самообеспечения. Вот те сроки, на которые мы должны рассчитывать.
Директор по связям с государственными органами московского представительства Fortum Corporation Александр Павленко обратил внимание на низкое качество российского энергооборудования:
- Безусловно, подавляющее большинство оборудования на наших объектах в России - импортное. На сегодня российские турбины неконкурентоспособны с иностранными, и у нас в основном задействовано оборудование концернов Siemens и Alstom. Во многом именно поэтому рисков по реализации наших проектов мы не видим. Это не просто нежелание взять наше оборудование, это нежелание потом терять на рынке. Дайте нам турбину 57% КПД и мы Siemens покупать не будем, возьмем нашу.
Заместитель начальника департамента развития технологий производства электротехнического оборудования "ФСК ЕЭС" Георгий Колесник отметил, что целый ряд номенклатуры оборудования производится в России либо в крайне незначительных количествах, либо не производится вовсе. Компания еще в 2010 году разработала свою программу импортозамещения, реализуемую и сегодня. Как ни странно, в ее реализации обнаружились препятствия в самом российском законодательстве.
- Мы как компания с госучастием подчинены в своей закупочной деятельности 223-ФЗ, который ориентирован на максимально открытые конкурентные процедуры закупок, - пояснил Колесник. - То есть никаких преференций, в том числе и отечественным производителям, о которых говорится в недавно принятом законе о промполитике, мы устанавливать не можем. И, если к нам приходит Siemens или Alstom и дают на 10% меньшую цену, мы вынуждены закупать оборудование, какие бы там отличные отечественные производители ни были. А крупнейшие мировые корпорации могут себе позволить на любом тендере выставить цену ниже, чем локальные компании, которыми по сути и являются большинство российских предприятий, для захвата рынка.
Другая проблема - отсутствие понимания на нормативном уровне, кто такие отечественные производители. В том же законе о промполитике говорится, что это юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории РФ и удовлетворяющие ряду критериев. Но в чем содержание этих критериев - точного определения до сих пор нет. В Таможенном кодексе есть понятие продукции и понятие страны происхождения - это та страна, в которой продукция перед выходом претерпела достаточную переработку.
- Что такое достаточная переработка - тоже не всегда понятно. Как ее считать, особенно для высокотехнологичной продукции? - вопрошает Колесник. - Мы предлагаем остановиться на четких, вычислимых показателях того, кто является отечественным производителем. Для нашего основного электротехнического оборудования мы такую методику подготовили, она достаточно универсальна и мы предлагаем закрепить нормативным актом использование этой или аналогичной методики. Главное, чтобы она была единообразна, позволяла сравнить между собой производителей и выдать некоторый критерий, кого из них мы относим к отечественным, а кого нет.