Орловские чиновники не захотели укрупняться

В Орловской области стартовал процесс укрупнения сельских поселений. Эта процедура позволит оптимизировать численность управленческого аппарата - тем самым будет достигнута экономия бюджетных средств. Как сообщили в правительстве региона, он растянется на 9-12 месяцев - и это в лучшем случае. Проблема не только в правовом сопровождении, но и в человеческом факторе.

Решение об объединении небольших сельских поселений надо принять и оформить, зарегистрировать новые муниципальные образования (МО), исключить из реестра ликвидированные. Необходимо также изменить внутреннюю документацию, издать новые бланки, переписать устав - главный документ, по которому живет каждый муниципалитет. Но куда сложней не оформить бумаги, а преодолеть противодействие чиновников на местах.

Об укрупнении в регионе заговорили в прошлом году. В начале текущего региональное правительство разослало рекомендации: главам районов посоветовали убедить сельских чиновников и депутатов в том, что небольшие МО должны объединиться. По статистике, в регионе насчитывается 223 сельских поселения, и в большей части из них проживает менее тысячи человек.

- Преобразование поселений с численностью жителей менее тысячи человек необходимо для сокращения расходов на содержание органов местного самоуправления, - объяснил вице-губернатор региона по экономике и финансам Михаил Бабкин. - Предполагаемая экономия, исходя из количества планируемых к объединению поселений, составит около 68 миллионов в рублей в год.

По словам главы региона Вадима Потомского, недавно в районах прошли финансовые проверки. Ревизии подверглись расходы на содержание чиновников и депутатов. В правительстве считают, что во многих районах они необоснованно завышены. Большинство муниципалитетов выживают только за счет дотаций из областного бюджета. Проверка показала, что нередко чиновники сокращают любые расходы, кроме затрат на себя.

Порой на местах принимают незаконные нормативные акты. Например, недавно прокуратура через суд добилась отмены постановления Покровского райсовета о прибавке к пенсии местным депутатам. Документ был принят в 2011 году. Он установил надбавку в 75 процентов от должностного оклада... чиновника, к которому приравнен народный избранник.

Например, председатель райсовета получил право на доплату в 75 процентов от оклада главы района. А надбавка для "простых" депутатов исчислялась исходя из окладов главных специалистов райадминистрации. Правом на доплату из казны постановление наделило всех парламентариев без исключения, хотя не все получают зарплату из бюджета. Многие трудятся на своих предприятиях. На это и указал в суде прокурор района Игорь Корчагин.

- Доплата к пенсии может быть назначена лишь депутату, работавшему в райсовете на постоянной профессиональной основе, - считает он. - То есть тому, кто получает денежное вознаграждение за указанную работу. Раз он утрачивает вознаграждение в связи с выходом на пенсию, то имеет право на его компенсацию в виде доплаты к трудовой пенсии.

Раз не трудишься в парламенте, с какой стати бюджет будет тебе платить? Кстати, депутаты могут отказаться от прибавки, это их личное дело. Насильно никто в их кошелек деньги не положит. В данном случае райсовет отстаивал свои права, но проиграл. Суд признал незаконным спорный пункт и пришел к выводу, что решение депутатов привело к нецелевому расходованию бюджетных средств.

- Сложившаяся непростая ситуация вынуждает нас искать новые способы экономии бюджета, - говорит Вадим Потомский. - Поэтому решение об укрупнении сельских поселений будет исполнено неукоснительно.

Но пока процесс идет медленно. Областные власти желают, чтобы инициатива исходила снизу - чтобы решение об укрупнении без давления самостоятельно принимали на уровне сельских поселений. Одними из первых такое предложение рассмотрели в Кромском районе. Местные депутаты одобрили идею вхождения Бельдяжского и Красниковского сельских поселений в состав укрупненного Кутафинского.

Но подобных примеров пока немного. Ведь укрупнение означает, что во многих селах больше не будет администраций и депутатских советов. А это не каждому по душе. Работа даже в сельском органе власти приносит неплохой доход. По данным Росстата, по итогам первого квартала текущего года среднемесячная зарплата муниципальных чиновников в регионе составила 26728 рублей, что на 10,4 процента больше, чем год назад. Служащие обладминистрации в среднем зарабатывали по 38015 рублей, или на 6,3 процента больше прошлогоднего уровня.

К слову, в текущем году по распоряжению губернатора расходы на содержание областных чиновников были сокращены на 10 процентов, соответственно, на 10 процентов им урезали зарплату. Но доходы орловских чиновников все еще высоки по меркам ЦФО. Например, в Костромской области в первом квартале чиновники зарабатывали в среднем по 29904 рубля в месяц, в Курской - по 30755, в Ивановской - по 30832, в Тамбовской - по 31759 рублей. Средняя зарплата жителей Орловщины составляет 22059 рублей, за год она выросла на 5,6 процента. Видно, что она растет медленнее, чем доходы государственных и муниципальных служащих. Хотя сами чиновники жалуются на то, что зарплату им не повышают уже много лет. Откуда же рост? Видимо, ответ в том, что некоторым служащим зарплату ежегодно индексируют на величину инфляции.

Проверка показала, что нередко чиновники сокращают любые расходы,кроме затрат на себя

Кроме того, недавно обладминистрация была реорганизована, появились новые департаменты. Увеличилось число руководителей - начальников отделов и управлений. Они зарабатывают больше главных и ведущих специалистов. Вот на выходе и получается рост средней зарплаты. Вопрос, как говорят, дискуссионный. Однако, несмотря ни на что, желающих добровольно покинуть кабинеты администраций разного уровня немного, если таковые вообще имеются.

- В марте департамент госфинконтроля провел проверку муниципальных образований, - рассказал Михаил Бабкин. - Выяснилось, что в 12 из них расходы на содержание органов местного самоуправления превышают нормативы. Главам было рекомендовано в кратчайшие сроки сократить расходы и внести изменения в бюджеты.

В июне провели повторную проверку. Она показала, что в восьми МО рекомендацию выполнили, расходы сократили. Но четыре администрации, включая мэрию Орла, продолжают упорствовать. Сократить расходы можно двумя способами: урезать зарплаты либо штатное расписание. Но в четырех МО пока не решаются ни на один из шагов. Мера среди чиновников явно непопулярна. И, видимо, существуют какие-то сдерживающие факторы для глав.

- По нашим подсчетам, экономия от сокращения расходов муниципальных образований в 2015 году может превысить 110 миллионов рублей, - пояснил Михаил Бабкин. - Экономия по районам и городам, превысившим утвержденный норматив, может составить около 69 миллионов.

Цифры будут верны только в том случае, если все МО сократят расходы. Областные власти не могут обязать их сделать это. На защиту провинциальных чиновников и депутатов встает федеральный закон о местном самоуправлении. Напомним, что они сами распоряжаются бюджетными средствами.

Декларации чиновников свидетельствуют о том, что распоряжаются не без выгоды. Глав городов и районов, зарабатывающих в год менее миллиона рублей, можно пересчитать по пальцам. Их среднегодовой заработок составляет около полутора миллионов. У сельских глав, конечно, поменьше, но в сравнении с местными жителями они тоже не обижены. Задержек в выдаче зарплаты чиновникам и депутатам нет. Да если таковая и возникнет, они вправе пожаловаться в прокуратуру или обратиться в суд. А вот когда денег не хватает, скажем, на ремонт дорог, руководители района или города просто выпрашивают средства у области. Этим и воспользовалось правительство. По словам Михаила Бабкина, в текущем году одним из основных критериев при распределении дотаций из областного бюджета станут управленческие расходы. Если они превысят нормативы, муниципальному образованию денег не дадут. Реакции со стороны местных руководителей пока не последовало. Что и неудивительно - муниципалитеты вообще стараются держаться в тени.

Кстати

По данным правительства региона, в Орловской области с июля 2014 года сокращены 243 штатные единицы в органах власти разного уровня, что позволило сэкономить свыше 51 миллиона рублей.