30.06.2015 12:16
    Поделиться

    Как в Воронеже упростили процеcc оформления недвижимости

    Как в Воронеже упрощают процеcc оформления недвижимости
    Готов ли регион перейти на новый расчет налога на имущество? Почему воронежцы стоят в очереди с пачкой бумажек, а не подают документы через Интернет? Что стоит за объявлениями вроде "Изменю кадастровую стоимость"? Об этом и многом другом рассказал на "деловом завтраке" в редакции "РГ" руководитель воронежского филиала "Федеральной кадастровой палаты Росреестра" Игорь Маслов.

    Риелтор, будь человеком!

    Для всех госучреждений, которые работают с гражданами и бизнесом, задан единый вектор - снижение барьеров. Насколько это удается Кадастровой палате?

    Игорь Маслов: Действительно, "наше все" - это улучшение системы государственного кадастрового учета, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок к ним. В "дорожной карте" прописано, что и к какому сроку мы должны сделать, чтобы снять лишние административные барьеры. Прежде всего - для предпринимателей. Пока все идет по плану. Недавно был обнародован очередной мировой рейтинг: Россия вошла в верхний эшелон стран, сделавших скачок в сфере развития делового климата. Причем связано это с возможностью получать госуслуги в электронном виде. Эффект налицо: повышается доступность и качество оказываемых услуг. Но я бы еще отметил, что такая реформа повышает ответственность и грамотность лиц, работающих с недвижимостью.

    Думаю, любой, кто совершал операции с квартирами или земельными участками, сталкивался с примитивностью подхода профессиональных посредников на этом рынке. Исключения минимальны. Так называемые риелторы оказывают широкий спектр услуг - от подбора объектов до оформления документов. Но единого стандарта для них нет. Как правило, все сводится к предложению нескольких вариантов, составлению типового договора и получению комиссии… Не редкость ошибки в документах. Так вот, электронная услуга позволяет их исключить. Потому что невозможно загрузить данные на портал госуслуг Росреестра, не выполнив правильно весь алгоритм подготовки документов. Программа вам откажет. Все просто: сидишь дома, вставляешь флэшку с xml-файлом, он проходит на сайте форматно-логический контроль… Через пять рабочих дней - такой срок установлен в Воронежской области - ты по электронной почте или иным удобным тебе способом получаешь результат либо SMS-уведомление о том, что рассмотрение приостановлено. Кстати, от рассылки сообщений на мобильный телефон почти все филиалы в России вынужденно отказались, а мы нашли возможность ее сохранить.

    В целом по региону мы 28 процентов услуг предоставляем в электронном виде. До конца года должны поднять показатель до 50 процентов - не знаю, какими силами. Сообщество риелторов и кадастровых инженеров предпочитает действовать по старинке.

    Почему?

    Игорь Маслов: Людям кажется, что проще прийти в присутственное место и, пользуясь личными знакомствами, уговорить принять документы, несмотря на ошибки. В запасе десять рабочих дней, успеем, дескать, исправить… Наверное, такова воронежская ментальность. Не хотелось бы, конечно, давить на профессиональное сообщество, отказывать в приеме документов в офисах. Пойдут жалобы, мне как руководителю будет грозить штраф. Но я считаю, что этот деструктивный подход надо искоренять. Есть субъекты РФ (например, Башкортостан), где Кадастровые палаты оказывают в электронном виде 98 процентов услуг. Наверное, там "кнопку" знают секретную. Потому что и мы, и соседи по Черноземью делаем все то же самое.

    Сверили списки

    Уже несколько лет Росреестр и Кадастровая палата создают единую базу по недвижимости. Конец близок?

    Игорь Маслов: Вообще завершить все мы должны к 2018 году. Уже проведена гармонизация - объединение единого госреестра прав (сведения о субъектах, объектах и правах на них) и госкадастра недвижимости (данные об объектах на территории субъекта). Теперь происходит верификация - исправление ошибок. Откуда они могли взяться? Раньше учетом объектов занимались БТИ, был единый госреестр земель. При переходе на новую систему учета из него выгрузили данные в кадастр. Но из-за разницы в программном обеспечении возникли технические сбои, часть неточностей объясняется человеческим фактором. Мы у себя исправляем ошибки каждодневно, при поступлении новой информации. Процесс этот бесконечен и будет продолжаться, пока существует Кадастровая палата. Но уже не в таком объеме и не такими силами, как сейчас.

    Кроме того, мы с 2012 года ставим на кадастровый учет объекты капитального строительства. Опять же, базовые сведения хранились в областном БТИ. Его архивы были оцифрованы федеральным Бюро техинвентаризации (оно выиграло тендер) и переданы нам. Тогда объектов было чуть более миллиона, сегодня - на 700 тысяч больше. Сюда входят как ранее учтенные строения, так и новые. Если брать только последние, то прирост за три года - 35 процентов. Такова динамика развития Воронежской области.

    Отмечу конструктивное взаимодействие с департаментом имущественно-земельных отношений региона и областным БТИ. Задачу по передаче архивов Бюро выполнило на 80 процентов по объемам и на все сто - по ответственности. Когда мы исправляли ошибки в рамках госконтрактов, выявили определенное количество объектов, сведения о которых БТИ надо было переделать. Бесплатно, потому что нам на заказ таких услуг денег не выделяют. И мы буквально в течение десяти дней получили из БТИ не просто согласие, но и утвержденный алгоритм взаимодействия. По букве закона следовало направлять запрос по каждому объекту. Мы же договорились отправить весь массив одним запросом, и в БТИ его без формализма отработали. А есть регионы, где Бюро техинвентаризации категорически отказывались бесплатно работать с Кадастровыми палатами!

    Единая база и точные сведения об объектах нужны, в частности, для начисления налогов. Воронежская область введет налог на недвижимость с 2016 года. Все готово?

    Игорь Маслов: В нашем регионе к этой резонансной теме подошли очень вдумчиво. Не стали бежать впереди паровоза. Просчитали возможные последствия для областного и муниципальных бюджетов. Поскольку спешки не было, удалось спокойно соотнести три базы - Росреестра, Кадастровой палаты и налоговой службы. При этом БТИ выявило около 70 тысяч объектов, которые у налоговиков значатся, а у нас уже нет. Оказалось, что чуть более половины из них просто не существуют и не подлежат учету. Остальные мы загружаем в территориальный информационный ресурс, откуда будет черпать сведения налоговая служба. Осталось обработать 10 тысяч объектов.

    Ликбез для инженера

    Чаще ли люди стали оспаривать результаты массовой оценки своих объектов, учитывая, что налог будет зависеть от кадастровой стоимости?

    Игорь Маслов: Таких случаев стало даже меньше. Ставки налога еще обсуждаются, и неясно, как на сумму налога повлияет изменение стоимости объекта. Вообще массовая оценка, которую проводят по заказу органов власти, следует определенной методике. Технические ошибки возможны - но крайне редко. Вы наверняка встречали объявления типа "Изменю кадастровую стоимость".

    Изменить стоимость участка или объекта капстроительство можно только через суд

    Безответственные и безосновательные заявления! Изменить стоимость участка или объекта капстроительства по закону можно только через суд. Год-полтора назад такие иски подавались в массовом порядке и в основном касались земель сельскохозяйственного и промышленного назначения. Да, таким путем можно привлечь независимого оценщика и доказать, что рыночная стоимость в десятки раз выше или ниже, чем кадастровая. Тогда в кадастр будут внесены изменения на начало налогового периода.

    Как у палаты складываются отношения с кадастровыми инженерами?

    Игорь Маслов: Мы решили объединить их вокруг себя. Предложили методическое и правовое сопровождение, помощь в рассмотрении документов и спорных вопросов. Ежемесячно проводим с инженерами деловые игры: люди задают конкретные вопросы по конкретным делам. Еще у нас по инициативе федерального руководства введены платные семинары. На мой взгляд, это не очень резонно - как если бы водитель маршрутки брал плату за то, что продает билеты. В ходе организации первого семинара было опасение, что сообщество кадастровых инженеров не проявит должной активности. Ничего подобного! Пришло на удивление много специалистов. Значит, у них есть в этом необходимость. Причем мы не создаем барьеров, из-за которых бы вопросы у инженеров накапливались. Просто законодательство не стоит на месте, и в нем сложно разобраться. Мы завели на своем сайте рубрику для кадастровых инженеров, где можно посмотреть и человека, и его "послужной список": сколько раз ему Кадастровая палата отказывала в приеме документов, допустим. Раз инженер не боится такой прозрачности - он намерен работать всерьез и надолго.

    Деньги решают не все

    Какие услуги палаты наиболее востребованы?

    Игорь Маслов: Кадастровый учет объектов капстроительства, земельных участков и предоставление сведений из ГКН. Количество документов, которые мы принимаем, растет на 10-15 процентов в год. Огромный объем работы связан с действиями нотариата и госрегистрацией. К сожалению, граждане не совсем понимают, что для регистрации права на объект не нужно запрашивать кадастровый паспорт. Мы уже не один год везде объясняем, что у нас единая база с Росреестром, если надо - сотрудники сами сделают запрос. Но люди так привыкли - не идти же с одной бумажкой. Поэтому приносят в файлике кадастровый паспорт, межевой план, квитанции какие-нибудь… Ну, что поделать, мы 70 лет так жили. Когда-нибудь приучимся к быстрым и удобным услугам, как за рубежом.

    Полномочия по приему и выдаче документов на госрегистрацию и по предоставлению сведений об объектах и правах мы в этом году передадим сети МФЦ (процентов на 70). Теперь она развивается под брендом "Мои документы". В этих центрах работают наши сотрудники, и предстоит их постепенно заместить служащими МФЦ. Дело в том, что по закону госрегистрация и кадастровый учет начинаются уже после приема документов. То есть непосредственный контакт с заявителями - не наша функция. И если мы силы своих сотрудников направим на основную работу, то скорость оказания услуг опять увеличится. Мы должны были довести срок рассмотрения документов до пяти дней к 2018 году - а в Воронежской области это уже достигнуто. Здесь, в первую очередь, речь идет о заявлениях, поданных в электронном виде. Хотя в целом по России эта процедура вдвое дольше.

    У вас еще есть платные предложения, они популярны?

    Игорь Маслов: Выездной прием документов на коммерческой основе используется рядом клиентов. Но, на мой взгляд, спрос на эту услугу нельзя считать объективным показателем работы филиала. Потому что если гарантированная государством бесплатная услуга доступна, в том числе для крупных компаний, застройщиков, риелторов (всех, у кого большой оборот недвижимости), то им и не понадобится платный прием!

    Мы с 2012 года выезжаем к клиентам и бесплатно - к ветеранам Великой Отечественной, инвалидам, пенсионерам, которым трудно передвигаться. Вообще если маломобильному гражданину надо получить нашу услугу (для себя, а не для великовозрастных детей или внуков), госучреждение обязано найти деньги и отправить к нему на дом сотрудника. Это моя личная позиция. Мы даже в областном управлении соцзащиты просили список людей, которые в такой помощи нуждаются. Думали каждому послать извещение - мол, если надо будет, звоните туда-то. Получили отказ под каким-то формальным предлогом. Тем не менее, на дом к пожилым людям мы выезжаем. И потом с огромной радостью получаем письма, где человек пляшущими буквами выводит слова благодарности. Причем такие послания порой приходят через месяц после визита наших сотрудников. Значит, людей не просили прямо на приеме "накатать" что-то для галочки. А они сами, когда смогли, решили сказать спасибо.

    Нагрузка на сотрудников растет, а заплата, надо думать, нет. Чем вы мотивируете персонал?

    Игорь Маслов: Когда федеральное начальство проанализировало ситуацию, то оказалось, что нам не хватает 38 штатных единиц. Средняя зарплата по филиалу в этом году подошла к 19 тысячам рублей. "Планка" по Воронежу - около 25 тысяч. И люди умудряются перевыполнять план. Такой сложился коллектив! Естественно, цементирую его не я. Моей задачей было мотивировать руководителей среднего звена, прежде всего начальников отделов. Подход можно найти к каждому. Всем же хочется чувствовать себя грамотными профессионалами. Мне близок римский принцип - primus inter pares. Я, руководитель, - первый среди равных. Остальные ничем не хуже. Если я работаю 18 часов - и вы можете. Если я подхожу ответственно к решению задач - и вы должны. Если я чего-то не делаю - любой вправе высказать вопросы. Коллектив молодой, у многих маленькие дети. По заявлению мамочек устанавливается индивидуальный график: если удобно с 10 до 19 сидеть, пожалуйста, если надо уйти за ребенком - тоже. Отпуск летом? - не возражаю. Главное, чтобы качество работы не страдало. Если сотрудник бездельник, то его проще выгнать, а если он хороший - то начальник найдет способ его нематериально поощрить…Был период, связанный с проблемами соблюдения сроков предоставления госуслуги по кадастровому учету. И работали в выходные. По закону за это положена двойная оплата (на которую денег не было) или отгулы, дополнительные дни к отпуску. И у меня две трети почты составляли заявления на эти отпуска. Мы провели с людьми совещания - да, работать тяжело, но давайте попробуем в выходные без отгулов поработать, иначе в понедельник-вторник никого на месте нет, мы опять копим "хвосты". И так мы пришли к гибкой модели, которая показала свою эффективность.

    Справка "РГ"

    В госкадастре недвижимости по Воронежской области числится более трех миллионов объектов: 1,7 миллиона - капитальные постройки, 1,4 - земельные участки.

    Поделиться