Новости

30.06.2015 16:29
Рубрика: Экономика

Помоги округе

Власть и бизнес должны нести ответственность за развитие территорий
С директором Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования ЧелГУ, доктором экономических наук, профессором Виктором Бархатовым мы встретились в горячее время защиты дипломных работ. Однако беседа о потенциале российской глубинки так заинтересовала эксперта, что он попросил подчиненных провести часть мероприятий без него.

Виктор Иванович, в чем, на ваш взгляд, главная беда малых и средних городов?

Виктор Бархатов: Проблема в том, что они не вышли на новый уровень развития и не имеют для этого необходимых ресурсов. Эти города сложились в рамках концептуальных подходов СССР с его плановой экономикой и централизованным финансированием. Их градообразующие предприятия решали задачи, поставленные перед ними государством, получали в обмен необходимые ресурсы. Но с приходом рынка связи нарушились, часть продукции оказалась невостребованной. А перейти на новый технологический этап эти предприятия не смогли. Вместе с ними оказались не у дел и целые территории с развитой моноэкономикой.

Есть очень простой экономический закон: любое развитие предполагает наличие определенного объема интеллектуальных, финансовых и человеческих ресурсов. И если их недостаточно, развитие замедляется.

Лишних денег у государства нет. Получается, что малые города попали в некую мертвую зону с остановившимся временем?

Виктор Бархатов: Я бы не стал рассуждать так мрачно. Просто надо понимать, что мы проходим эволюционный путь. Пребываем в неком отрезке времени и перескочить на другой в один миг не можем. Нужно последовательное движение вперед. Но без ускорений и рывков, которые мы уже проходили.

Когда в 90-х кавалерийским наскоком создавали рынок, не очень задумывались о последствиях. Раздали собственность, а сейчас понимаем, что государство распоряжалось ею гораздо эффективнее частника. Поскольку частника не интересует ничего, кроме прибыли. Там, где государственная собственность сохранилась, она дает основные доходы бюджета. А где ее раздробили (взять ту же энергосистему), имеем долги и нерациональное управление.

Сейчас нужно наращивать потенциал территорий. Процесс развития - всегда локальный. И когда он одновременно затронет большинство регионов, тогда и национальная экономика преобразуется. И то, как скоро это произойдет, целиком и полностью зависит от власти и бизнеса на местах, их способности совместно решать задачи развития своих территорий.

Главы на местах обычно жалуются, что финансы распределяются на уровне федерального центра, правительства региона, а им остается только латать дыры. Дескать, до развития ли?

Виктор Бархатов: Такая позиция необъективна и недееспособна. Ресурсы и полномочия у глав есть. Просто их надо правильно использовать, видеть точки роста, перспективы и соответственно выстраивать работу. Иначе возникает вопрос: зачем они вообще на должность пришли? Либо не понимают проблем той территории, на которой работают, либо просто "фальшивят" в надежде, что проблемы решатся без их участия.

Пока нет инициатив с мест и их ресурсного обеспечения, территория мертва. И это можно увидеть не только в России. Взять хотя бы опыт металлургии в Англии. Мощный промышленный центр в Манчестере сегодня превратился в музей под открытым небом.

Исключением становятся регионы, которые в рамках решения общенациональных задач берет под свое крыло федеральный центр. Сегодня это происходит с Дальним Востоком и Сибирью, где появляются инновации и формируются элиты, заинтересованные в решении поставленных государством задач.

А что делать остальным?

Виктор Бархатов: В первую очередь нужно определить и структурировать потребности в продукции своей территории. Другими словами, главам нужно понимать, какие предприятия работают на местный рынок, продукцию каких необходимо продвигать на внешние, а какие смогут отвечать потребностям государства - работать на госзаказ.

Второй шаг - поиск государственных социально-экономических программ с соответствующим финансовым обеспечением. Их сегодня немало, а собственных источников для развития малых городов, как мы уже говорили, недостаточно. Третий - предоставление налоговых преференций для наращивания бизнесом капитала уже в первые годы работы.

Четвертый - формирование кадрового потенциала. Любой регион должен создать свою элиту: квалифицированный рабочий персонал, руководителей с инновационным мышлением и саму среду, которая будет их готовить. Если мы не воспитаем людей, способных решать новые технологические задачи, не поднимемся на качественно новый уровень. А система образования, к сожалению, не привязана к проблемам российской глубинки. Муниципалитет должен объединить вокруг себя всех инициативных людей для решения общих задач на благо своей территории. И перераспределить ресурсы так, чтобы их было достаточно для развития.

К сожалению, сегодня отношения между властью и бизнесом зачастую складываются неформальные. Когда глава генерируется с каким-то бизнесом, он процветает. В это время другой бизнес топчется на месте и не может пробиться. Прежде всего, в таких ситуациях надо разбираться.

В последние годы многие малые города делают ставку на развитие туризма. Насколько это оправданно?

Виктор Бархатов: Так ведь это как дело поставить! В моем родном Нязепетровске, к примеру, для этого есть все условия: дикие леса, охота, рыбалка, трамплин горнолыжный поставили. Но нельзя развить туриндустрию в рамках одного района. Чтобы привлечь туристов, нужно создать свое Золотое кольцо. К примеру, в Чебаркуле предложить отдых в здравнице с экскурсией к месту падения метеорита. В Усть-Катаве организовать поход в пещеру, где-то еще - сплав по реке. И заниматься этим должна крупная организация, желательно с государственным участием. Разговоры об этом идут, но пока все отдано на откуп частным фирмам, общей системы и инфраструктуры нет. А без этого индустрию не создать и туристов не привлечь.

Сегодня все ищут инвесторов. А что делать, если их нет и не предвидится?

Виктор Бархатов: Активнее работать с банковским сектором. К сожалению, созданная в стране финансово-кредитная система не решает проблему инвестиций. Банки в выдаче кредитов для малого и среднего бизнеса не заинтересованы. И по сути нацелены на решение сугубо ведомственных задач, сосредоточены на автомобильных и потребительских кредитах, а крупные кредиты предоставляют только большим компаниям. Государство, само собой, об этом знает и в этом направлении работает, создает разного рода фонды поддержки. Но они имеют ограниченные ресурсы и до малых городов, как правило, не доходят. Поэтому, чтобы территория развивалась, ей нужен свой банк реконструкции и развития, который будет решать все вопросы, связанные с инвестициями в инновации, в малый и средний бизнес как таковой.

Причем, как подсказывает зарубежный опыт, нужно идти дальше и создавать целый пул банков. А политика власти должна быть такова, что если банк зашел на территорию и черпает там финансовые ресурсы, то соответственно должен вкладывать и в развитие. И если, к примеру, в Шадринске возникает какой-то инновационный проект, получивший поддержку региональных властей, то все банки обязаны на определенных условиях, при минимизации ставки, "скинуться" и его профинансировать. Надо отметить, что представители банков, как правило, не возражают против такого партнерства. Но им, в свою очередь, тоже нужны гарантии от власти в отношении участников проекта, которые воспользовались ресурсами пула.

Когда возникнет такая схема, у глав исчезнет необходимость зазывать инвесторов и рассказывать им о привлекательности своей территории. Этот пример частно-государственного партнерства позволит реализовать крупные инвестпроекты, которые отдельно взятому банку просто не потянуть. Но у нас такие примеры пока большая редкость.

Другими словами, святая обязанность властей - просчитать и оценить все имеющиеся на территории ресурсы и найти форму, в которой ими можно воспользоваться. Пока же главной статьей пополнения местных бюджетов остается сдача в аренду земли и муниципального имущества. Такой менеджмент территорий крайне неэффективен. И, по идее, чиновники и бизнес должны нести за неэффективное управление персональную ответственность. Причем отвечать всеми своими активами. Вот тогда мы исключим ситуацию, когда человек приходит во власть или бизнес с одной целью - поживиться и уйти с набитыми карманами.

Экономика Финансы Инвестиции Власть Работа власти Регионы Филиалы РГ Урал и Западная Сибирь УрФО Челябинская область
Добавьте RG.RU 
в избранные источники