Начало проекту положил самобытный умелец Владимир Махнюк. Уникальная техника обработки бересты, которую он применяет, получила название "берестяное барокко". Наибольшую известность Махнюку принес самовар. При его изготовлении мастер использовал уникальные природные качества бересты: она не впитывает влагу, является хорошим теплоизолятором, обладает антисептическими свойствами, легка, прочна, практична и красива. Такой самовар не стыдно поставить как сувенир на полку, но самое главное - в нем можно, как и в любом другом, кипятить воду для чая! Кстати, чайные кружки у шадринца тоже берестяные.
За 20 лет работы с берестой Владимир Махнюк сумел добиться признания не только среди мэтров художественных промыслов России, но и их коллег за пределами страны. Его произведения хранятся в музеях и многочисленных частных коллекциях. Возможно, умелец так бы и продолжал свое творчество в одиночку, если бы четыре года назад не познакомился с директором местной мебельной фабрики Андреем Романовским, который пригласил его к сотрудничеству и выделил на предприятии сто квадратов. В просторном помещении теперь работают восемь мастеров.
Создание берестяной мастерской вдохновило партнеров. Появилась идея открыть на базе фабрики центр народных промыслов. Благо, недостатка в искусных руках в Шадринске нет: секреты старых мастеров здесь передаются из поколения в поколение.
В 2012 году к тандему присоединились гончары, потом появилась студия художественной росписи по дереву. В ближайших планах возродить ковроткачество. В старину местные женщины были искусными ткачихами, ткали домашние "выкладные" половики и коврики. Особенно славились канашинские ковры. Специалисты ковровых дел сейчас есть и в Шадринске. Еще одна задумка - открыть литейную мастерскую. Это дело было очень популярно у шадринцев в XVIII-ХIX веках, например, колокольчики, которые там отливали, использовали в домашнем хозяйстве, вешали на конные упряжки.
По сути, создан ремесленно-промышленный кластер. Он объединил не только предпринимателей, но и учебные заведения. Студией художественной росписи, например, руководит преподаватель художественно-графического факультета Шадринского педагогического института Юрий Кислицын. А в целом, по словам Андрея Романовского, на площадке мебельной фабрики можно собрать около тридцати предприятий, которые будут работать по принципу кооперации.
- Наш проект - не только экономический, но и социальный, а сама идея - возродить народные промыслы - глубоко патриотична, - отмечает Андрей Романовский. - Важно, что к нам уже потянулась молодежь. Вместе со своими наставниками ребята трудятся в цехах. Не все из них, конечно, станут мастерами, кто-то, может, вообще уедет из города, но я абсолютно уверен, что их попытка овладеть старинным ремеслом не пропадет даром и никогда не забудется. Ведь проект несет еще и просветительскую миссию - пробуждает у юного поколения желание узнать историю родного края: как жили прадеды, из какой посуды ели, какие украшения носили, какие дома строили...
По мнению предпринимателя, нужна программа комплексного развития региона, которая бы объединила интересы власти и бизнеса. Курганская область, считает Романовский, могла бы претендовать на статус особой экономической зоны, что позволило бы сформировать благоприятную среду для предпринимательства и привлечения инвестиций. Эта идея в регионе обсуждается, но не так активно, как хотелось бы бизнесу.