По данным аналитиков "ИМИТ", ставка импортируемой в Россию свинины по сравнению с прошлым годом уменьшилась на 61%. В январе-апреле 2015 года суммарный объем импорта (без учета данных о торговле в Таможенном союзе) охлажденной и замороженной свинины, свиного шпика, субпродуктов и живых свиней в перерасчете на убойный вес составил около 37 тыс. тонн.
Ввоз замороженной свинины упал на 58% (на 64,8 тыс. тонн), до 47,7 тыс. тонн. Импорт свиных субпродуктов снизился на 84%, до 1,3 тыс. тонн. Импорт свиного шпика, используемого при производстве колбас, за первые четыре месяца 2015 года снизился на 75%, до 6,2 тыс. тонн. Увеличилась лишь поставка охлажденной свинины, которая за четыре месяца 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 44%, до 1,8 тыс. тонн.
Эксперты отмечают, что снижение импорта свиноводческой продукции главным образом повлияло на предприятия мясопереработки, которым пришлось заменить импортную свинину на отечественную (в связи с чем цены на нее внутри России значительно выросли), а также на другие более доступные виды сырья - например мясо птицы. Это тот случай, когда санкции помогли развитию производства мяса птицы и свинины в России.
По мнению главного эксперта по анализу и прогнозированию рынка Национального союза свиноводов (НСС) Николая Бирулина, изменения на рынке начались еще в январе прошлого года, когда Россельхознадзор ввел временное ограничение на поставки свинины с территории Европейского союза из-за вспышек африканской чумы, обнаруженной в Польше и Прибалтийских странах. Кроме того, на снижение импорта существенное влияние оказало введенное Россией продуктовое эмбарго и высокая волатильность курса рубля.
По словам Николая Бирулина, сетевая розница и мясопереработчики были вынуждены в срочном порядке переключиться на отечественных поставщиков. Процесс адаптации рынка к новым условиям можно считать законченным. "Если программа по ускоренному импортозамещению будет выполняться в полном объеме, то в краткосрочной перспективе серьезно встанет вопрос об экспорте птицы, которой мы уже полностью себя обеспечили, а к концу ее реализации и по экспорту отдельных видов мяса свинины", - считает Бирулин.
Появление кратковременного дефицита на отдельные продукты, по мнению Николая Бирулина, возможно, так как отечественное производство в суммарном объеме хоть и компенсирует снижение импорта, но профиль этого предложения пропорционален выходу различных видов мяса из полутуши, что может не совпадать с потребностью рынка. Например, в мае с наступлением "шашлычного сезона" значительно растет спрос на шейную часть свиной полутуши. Естественно, производство не может резко увеличить предложение именно шейной части без увеличения производства общего объема, поэтому цены в мае на шейную часть будут повышаться, а в сентябре снизятся. Вследствие чего на рынке будет формироваться новый профиль цен.