Объемы судостроения за 2014 год выросли на 14 процентов, среди крупнейших проектов были отмечены строительство комплекса "Звезда" на Дальнем Востоке и интеграция в структуру отрасли крымских предприятий. Главным приоритетом гражданского сегмента судостроения было названо освоение шельфовых месторождений. До конца этого года предполагается скорректировать госпрограмму по судостроению в сторону поддержки добывающего флота - морских платформ, трубоукладчиков, судов обеспечения, выпуска необходимого нефтегазового оборудования.
По мнению экспертов, эффективным механизмом финансирования судостроения является лизинг. Среди его основных преимуществ - меньший объем авансовых платежей (от 10 до 30 процентов контрактной стоимости судна), а также то, что по окончании срока лизинга право собственности переходит к лизингополучателю. Кроме того, как подчеркивают аналитики Intesco Research Group, при лизинге применяется ускоренная амортизация, которая позволяет снизить общую величину налога на имущество. Возможно и снижение налога на прибыль за счет отнесения лизинговых платежей на себестоимость услуг. С помощью лизинга можно оптимизировать финансовую отчетность компании, так как материальные активы (суда) могут быть отнесены на баланс лизингодателя. В случае же, например, финансирования через банковский кредит к себестоимости можно отнести только проценты по кредиту.
По данным рейтингового агентства RAEX ("Эксперт РА"), на начало 2015 года доля лизинга судов (морских и речных) в общем лизинговом портфеле составляла 2,4 процента. Это немногим больше, чем в 2014 году (1,1 процента), а в сумме новых договоров лизинга доля сегмента за год выросла на 0,7 процента (до 1,4 процента). Как рассказала управляющий директор ГК "Альфа-Лизинг" Ольга Енькова, сегодня основным потребителем услуги лизинга судов являются компании, занимающиеся перевозкой грузов (нефть, бункеровка, сухогрузы). "Рыболовецким компаниям лизинг менее интересен в связи с налоговыми льготами по НДС", - добавила эксперт. Применяется лизинг и при финансировании строящихся судов. "Строящиеся суда достаточно активно финансируются через механизм лизинга. Например, в конце прошлого года наша компания передала в лизинг два танкера проекта RST-27", - рассказала Енькова.
Потребность в лизинге судов, по словам эксперта, достаточно высока, но замедление экономики оказало существенное давление на сегмент лизинга судов. "Банковский сектор ужесточил требования к заемщикам и лизинговым компаниям. В то же время для сегмента судов характерна ярко выраженная сезонность и практически отсутствие долгосрочных контрактов. Такая ситуация снизила возможность принятия риска лизинговыми компаниями на клиента", - пояснила Енькова.
Одним из преимуществ лизинга традиционно считалась возможность взять в аренду судно под "удобным флагом", однако сегодня тенденция меняется. "В России реализуется ряд проектов, где есть ограничения по юрисдикции судов. Один из подобных проектов - строительство порта Сабетта на Ямале. Поэтому тенденция сейчас меняется в сторону увеличения количества судов в российской юрисдикции. Кроме того, регистрация в Российском международном реестре позволяет судовладельцам получить различные льготы. Это также стимулирует рост количества судов в российской юрисдикции", - рассказала Енькова.
Заместитель генерального директора ГТЛК Владимир Добровольский считает, что динамика лизинга в сегменте водного транспорта значительных изменений в этом году не претерпит. "Рост доли в сегменте во многом произошел за счет значительного сокращения доли железнодорожного и воздушного транспорта, - отметил он. - Флот нуждается в серьезном обновлении, так что теоретически у сегмента огромный потенциал роста. Однако главной проблемой является привлечение судоходными и лизинговыми компаниями длинных дешевых денег".
Добровольский обратил внимание на то, что отличительной чертой сегмента водного транспорта является очень большой срок окупаемости предмета лизинга - от 10 лет. Даже срок строительства судна составляет как минимум год - это тоже закладывается в расходы, и исходя из этого должна быть структурирована лизинговая сделка, привлечены в нужном объеме деньги на нужный срок. "В структуре себестоимости бизнеса судовладельцев основная часть - это амортизация судна. Это значит, что для потенциального лизингополучателя-судовладельца до мелочей важны те финансовые условия, на которых он приобретает судно в лизинг, и срок лизинговой сделки", - пояснил эксперт. Также, по его словам, должна быть гарантированная постоянная долгосрочная эксплуатация судна, чтобы судовладелец мог оплачивать лизинговые платежи и получать прибыль.