Практически весь российский парк паромов - импортного производства

Эксплуатируемые сейчас в России паромы в основном иностранного производства. До 80 процентов парка импортных паромов приходится на ввезенные из Хорватии, Греции, Финляндии, Турции и Кореи.

Высокая доля импортной паромной техники обусловлена прежде всего тем, что в 1991 году большая часть советского парка оказалась в акваториях стран Балтии и Азербайджана.

Средний возраст российского паромного парка сейчас превышает 18 лет, в том числе в Каспийском бассейне этот показатель составляет не меньше 20 лет. Только в 2010-2013 гг. стало поэтапно воссоздаваться отечественное паромостроение - на верфях, главным образом, Ленинградской области и Среднего Поволжья. Но по ценовым, эксплуатационным и экологическим параметрам большинство современных российских паромов пока проигрывает импортным - даже с учетом удорожания последних из-за девальвации рубля. По оценкам Международного морского регистра, в 2015-2016 гг. может увеличиться импорт из Греции в РФ паромной техники: ее качественные характеристики остаются высокими, а цены, как правило, ниже в сравнении с российскими и зарубежными аналогами. Например, только в мае 2015 г. в Крым поступило 5 греческих паромов.

Средний возраст российского паромного парка сейчас превышает 18 лет

Как отмечалось на недавнем заседании рабочей группы по координации и сопровождению работ по реализации федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы", особенно актуально обновление паромного парка отечественной техникой в Волжско-Каспийском бассейне в связи с тенденциями роста смешанных видов пассажирских и особенно грузовых перевозок, в том числе в международном сообщении. Но в этом бассейне "до сих пор отсутствуют отечественные железнодорожные грузовые и пассажирские паромы. В том числе отсутствуют паромы круглогодичного режима работы без ледокольной проводки. В этом бассейне требуются паромы нового поколения, отвечающие и современным требованиям по безопасности, особенно при перевозке опасных грузов. В этом плане наиболее востребованы паромы без закрытых грузовых пространств", сообщили на заседании рабочей группы.

Цифра: 5 паромов поступило в распоряжение Республики Крым в мае этого года из Греции

Как считает доктор технических наук Геннадий Егоров, эксплуатационно-технологическое "осовременивание" Нижневолжско-Каспийского паромного парка необходимо потому, что "существующие паромы в ледовых условиях Северного Каспия не могут эксплуатироваться без ледокола. А это негативно влияет на эксплуатационное время и на эксплуатационные расходы". По экспертным оценкам, финансирование "паромной" части госпрограммы пока не превышает 40 процентов от требуемого.