Что шьют в Екатеринбурге

Легкая промышленность Екатеринбурга, о которой когда-то говорили с грустью, как о безвременно ушедшей, возрождается. Сегодня она производит продукции почти на два миллиарда рублей в год. В 2014-м отрасль выросла на пять процентов.

Всего в Екатеринбурге полсотни предприятий текстильной и легкой промышленности, на которых трудятся более 2300 человек. В столице Среднего Урала реализуется примерно половина произведенного ими товара. Вторая часть расходится по российским регионам и за рубеж. Екатеринбургские предприятия выпускают нижнее белье, ткани, ковровые покрытия, сумки, мужскую и женскую одежду, мебель, спальный текстиль, товары для рукоделия, головные уборы и многое другое. Как шутят представители администрации города, "народ у нас предприимчивый, любую нишу займет, если в этом есть потребность, правда пока никто не взялся выращивать норок и шить шубы". Впрочем, есть и еще одна свободная ниша: в Екатеринбурге, к сожалению, больше не шьют обувь.

Шить без промаха

Тем не менее изделия из кожи производят. Да еще какие! Самые что ни есть брутальные: патронташи, ягдташи, чехлы и кейсы для ружей, ножны, ремни офицерские и оружейные и т.п.

- Сам я по профессии инженер-конструктор, не заядлый охотник и не бывший силовик, как многие думают. Но в 1992 году открыл фирму по производству продукции для силовых структур, туристов, спортсменов, - рассказывает директор предприятия Сергей Гольцев. - Среди наших клиентов служба безопасности президента РФ, ФАПСИ, МВД, управление спецсвязи, многочисленные охранные предприятия… Продукция расходится от Калининграда до Владивостока, улетает к заказчикам в США и Японию.

Производство так называемого тактического снаряжения занимает несколько небольших цехов во дворах отдаленного района, работают там около ста человек. Оборудование, конечно, не обычное швейное, а весьма специфическое. К слову, самыми сложными в изготовлении считаются не кожаные изделия, а рюкзаки: в них колоссальное количество отделений, карманов и кармашков, каждый строго определенного размера под конкретную вещь или приспособление. Бывает, для заказчика модель разрабатывается индивидуально, максимально учитывающая специфику эксплуатации. Для этого на предприятии есть экспериментальная и технологическая базы. Каталог изделий огромный, одних только кобур более тысячи разновидностей.

Как говорит директор производства Андрей Плотников, ни на одном этапе нельзя допускать промаха, ведь от качества этих изделий порой зависят жизни силовиков. Критерии оценки качества материалов и фурнитуры очень жесткие, поэтому… их заказывают за границей. Российские аналоги не подходят - недостаточно прочные, плотные. Всевозможные крепления, карабины, кордура - толстая нейлоновая ткань с водоотталкивающим эффектом и повышенной устойчивостью к истиранию - исключительно импортные.

Стиляги в ползунках

Как ни прискорбно, но подобная ситуация с материалами и на другом екатеринбургском предприятии, причем диаметрально противоположной направленности. Ирина Пуць, хозяйка мини-фабрики детской одежды, не использует отечественные ткани по очень простой причине: хотя качество материала и неплохое, но рисунки на российском детском трикотаже до сих пор старых советских образцов. Шить из него неинтересно: хочется с пеленок приучать детей к стилю, аккуратности, а не так, чтоб ползунки синие с мишками, а распашонка - желтая с утятами. Поэтому компания Ирины одной из первых в России стала выпускать детскую одежду коллекциями, чтобы вещи друг с другом было легче комбинировать.

- У нас настоящая семейная династия. Началось все с моего прадеда - удмуртского портного Егора Макрушина. Его сын Иван был закройщиком, а внучка Фаина, моя мама, выучилась на швею и "доросла" до директора комбината по пошиву и ремонту одежды, - делится семейной историей Ирина Пуць. - Я поначалу выбрала другой путь. У меня два высших образования: по первому я инженер-металлург, по второму - юрист, одно время имела адвокатскую практику. Но когда дети были маленькие, хотелось их красиво нарядить. Изучила старые книги по пошиву детской одежды, затем - по экономике производства. А дальше пошло-поехало. В прошлом году нашей торговой марке исполнилось 15 лет. Теперь старшая дочь, которая выросла на наших экспериментах с детской одеждой и с семи лет сама рисовала новые модели, работает здесь же дизайнером. Средняя - фотодизайнером, снимает новинки для каталога. А младший сын был моделью, пока не подрос.

К слову, Ирина Пуць - "Миссис Екатеринбург-2009" и "Мама года" уже общероссийского масштаба. Сама героиня, перечисляя эти титулы, улыбается: "На участие в конкурсах подбили сотрудники, пришлось соответствовать их ожиданиям".

Сегодня цеха швейных мастерских занимают здание старого эбонитового завода на Уктусе. Остановились на одежде и аксессуарах для крох до трех лет: комплекты в коляску, в кроватку, на выписку из роддома, принадлежности для ванной, пеленки, матрасики, постельное белье, переноски, конверты, комбинезоны и многое другое. Причем чуть ли не каждая модель опробована на детях сотрудников. Например, одна из новинок - конверт под автокресло. Родители-автолюбители знают: чтобы правильно пристегнуть малыша в машине, нужно пропустить ремень безопасности между ножек. Если ребенок в конверте, это становится невозможным. Вот и придумали специальную прорезь, которая вне машины прикрывается аккуратным клапаном на липучке. Еще один эксперимент: матрасы, подушки, чехлы для них и клеенки с серебряной нитью. Об обеззараживающих свойствах этого металла слышали многие, так почему бы не использовать серебро на благо детей, чьи постели должны быть самыми безопасными?

На вопрос, сколько малышей удалось одеть за эти 15 лет, Ирина разводит руками. Количество выпущенного товара даже за недолгий промежуток времени подсчитать сложно: 1200 наименований по четыре расцветки и по три размера… Но миллион матрасов, говорит, уже точно произвели. Если пофантазировать и предположить, что они были куплены исключительно свердловчанами, то все дети Среднего Урала могли бы спать на матрасах, сделанных только одной небольшой екатеринбургской компанией.

комментарий

Владимир Боликов, заместитель главы администрации города Екатеринбурга по вопросам потребительского рынка и услугам:

- Проблема наших производителей в том, что о них мало знают жители Екатеринбурга. Между тем по каждому сегменту рынка сделана выборка самых качественных изделий, и эта информация размещена на городском портале. Сегодня 14 предприятий легпрома обладают знаком "Екатеринбургское качество". Я думаю, что в нынешний непростой период у легкой промышленности города хорошие перспективы: в условиях импортозамещения и повышения цен на товары, зависящие от курсов доллара или евро, конкурентоспособность наших предприятий выросла и есть шанс занять на рынке более твердую позицию. Чтобы оказать им поддержку, муниципалитет рассматривает вопрос возобновления программы, по которой предприятию частично компенсируются затраты на участие в выставках.