Власти Урала отдадут бизнесу неэффективные объекты ЖКХ

В конце июня губернатор Свердловской области поручил главам муниципалитетов активизировать работу по передаче в концессию неэффективных объектов коммунального хозяйства. Подразумевалось, что к 1 июля на всех территориях области будут обеспечены необходимые условия для проведения конкурсных процедур.

Это очередной шаг по наведению порядка в одной из самых запущенных, но жизнеопределяющих сфер российской экономики - жилищно-коммунальном хозяйстве. Напомним, с начала нынешнего года в регионах с подачи федерального центра начался процесс лицензирования управляющих компаний. И сразу стало очевидно, что многие фирмы не выдержали серьезного экзамена. Почти тут же вызрела другая идея - передать объекты коммунальной и жилищной инфрастрактуры в концессию.

Для чего это нужно? На местном уровне давно ощущается дефицит средств, поэтому решение задачи развития и модернизации коммунального хозяйства решили направить в русло государственно-частного партнерства, привлечь в отрасль внебюджетное финансирование. По замыслу, это позволит повысить эффективность использования основных производственных фондов, привести в нормативное состояние системы тепло- и водоснабжения, а в итоге повысить качество коммунальных услуг.

Стартовали не с пустого места. Сегодня в ЖКХ Свердловской области действуют уже 12 концессионных соглашений, в которых доля частного инвестирования составляет 1,38 миллиарда рублей. Еще порядка 15 объектов - на различных этапах подготовки. Конкурсные процедуры на строительство, реконструкцию и долгосрочную эксплуатацию объектов коммунальной сферы пройдут в Каменске-Уральском, Верхних Сергах, Дегтярске, Камышлове, Полевском, Березовском, Лесном, Нижнем Тагиле, Туринске, Реже, Невьянске. В перспективе в целом по области частные средства планируется привлечь на развитие 8612 объектов энергетики и коммунальной инфраструктуры.

Наиболее передовыми в областном правительстве называют проекты капремонта, реконструкции тепловых сетей и систем горячего водоснабжения в Богдановиче, модернизации коммунального хозяйства в Нижней Туре, строительства котельных в Невьянске. А первое в области соглашение о концессии (в сфере обращения с отходами) было заключено в Нижнем Тагиле, где инвестор за два года обязуется организовать новый полигон площадью 25 гектаров, построить современный сортировочный комплекс, четыре мусороперегрузочных станции, а также оборудовать контейнерами более 500 городских площадок. Объем инвестиций предполагается в размере не менее 1,2 миллиарда рублей.

Глава Нижнего Тагила Сергей Носов надеется, что заключение концессионных соглашений позволит в ближайшие годы привлечь в ЖКХ еще более весомые инвестиции и даже обеспечить загрузку строительной отрасли. Вот только бизнес большой заинтересованности почему-то не проявляет.

Действительно, интерес инвесторов к коммуналке по-прежнему нестабилен. Предприниматели сомневаются, что такой инструмент, как концессия, поможет стабилизировать ситуацию в отрасли, находящейся в глубоком кризисе. Ведь наводить в ней порядок как ни крути придется за счет недешевых кредитов, установления предельных регулируемых тарифов и бюджетных компенсаций эксплуатантам за их экономические потери.

Сильны и прежние стереотипы. Всякий предприниматель в первую очередь озабочен грядущей прибылью, а вовсе не решением инфраструктурных проблем и уж тем более социальных или планово-убыточных задач. Его волнует, вернет ли он через пять-десять лет вложенные деньги.

На мой взгляд, это результат неверно избранной стратегии начала 90-х годов, когда идеологи экономической реформы в РФ считали, что "рынок сам все выстроит". В результате ЖКХ пустили в свободное плавание, не обозначив правил игры.

Однако чтобы концессия пустила крепкие корни, необходимо повысить инвестиционную привлекательность коммунального сектора, привлечь в него те частные предприятия и организации, которые на деле, а не на словах способны создать нормальную конкурентную среду. Кроме того, нужно обеспечить надежную правовую базу работы в отрасли.

Основная проблема даже не в том, что инвесторы боятся идти в ЖКХ, а в том, что чиновники боятся их туда впустить. Власти вполне резонно опасаются социальных катастроф при переходе систем жизнеобеспечения в частные руки, например, в случае банкротства компаний, которое, как известно, не редкость.

Но практика и так показывает, что несмотря на смену управляющих компаний, постоянное увеличение тарифов, ситуация в отрасли не улучшается, там по-прежнему растут неплатежи и износ основных фондов. Причина в высокой криминализации коммунального хозяйства, так что уповать на прогрессивное мышление, энергию и предприимчивость частных инвесторов тоже не стоит.

По логике реальным переменам должно было предшествовать принятие законов о финансовом оздоровлении предприятий и организаций ЖКХ, о концессионных соглашениях, которые бы позволили решить две главные задачи: ликвидировать кредиторскую задолженность в отрасли и обезопасить потребителей жилищно-коммунальных услуг от монополизма бизнес-структур. Спрашивается: кто же пойдет в отрасль, обремененную старыми долгами и нерешенными вопросами в сфере собственности? Убежден: именно это обстоятельство наряду с неготовностью отечественного бизнеса к ответственности, прозрачному ведению дел является сейчас самым серьезным препятствием на пути прихода частных капиталов на коммунальный рынок.

Наконец, даже если государство ставит целью перевести ЖКХ на самоокупаемость и самофинансирование, это вовсе не означает, что такую важную жизнеобеспечивающую отрасль следует отдать частникам "на кормление". Система управления и контроля здесь должна быть сохранена, но максимально адаптирована к современным рыночным условиям.