История, которая привела управдома Елену Симанкину из Саратова в Санкт-Петербург, связана с обязанностью собственников помещений выбрать один из способов управления многоквартирным домом. В 2014 году решением общего собрания жильцы выбрали непосредственное управление, а управдомом - Симанкину. Однако такой вариант закон разрешает лишь для многоквартирных домов, в которых не более 16 квартир, а в доме Симанкиной их - 80. На этом основании одна из соседок оспорила решение общего собрания через суд и выиграла дело. Разрешить спор попросили КС РФ.
По мнению заявительницы, пункт 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ ставит собственников помещений в большом многоквартирном доме в неравное положение с собственниками помещений в домах с меньшим количеством квартир. Тем самым устанавливается ограничение прав собственников, не обусловленное целями защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Рассмотрев обстоятельства дела, КС РФ не нашел в деле Симанкиной оснований для признания нормы Жилищного кодекса не соответствующей Конституции РФ. Ранее суду уже приходилось указывать, что дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, не может рассматриваться как нарушение закрепленного в статье 19 Конституции РФ принципа равенства всех перед законом. В данном случае федеральный законодатель принял во внимание, что при большем количестве квартир - а потому, как правило, и участников общей собственности - значительно осложняется принятие решений, что снижает в итоге эффективность управления домом.
- Установленное ограничение не означает лишение собственников помещений права на участие в деятельности по управлению домом, - указал КС РФ. - При других способах управления многоквартирным домом собственники помещений имеют большую часть тех же прав, что и при непосредственном управлении, в том числе право участвовать в общих собраниях собственников помещений, участвовать в выработке их решений.
Таким образом, данное правовое регулирование никак не сказывается на праве собственности. Норма полностью соответствует Конституции РФ, и в рассмотрении жалобы Елене Симанкиной отказано.