С 1 июля вступают в силу два закона, которые касаются транспорта. Во-первых, отныне запрещено перевозить детские группы в старых автобусах. Возраст машин не должен превышать 10 лет. Во-вторых, снижается на 8 процентов НДС - налог на добавленную стоимость (с 18 до 10 процентов) на авиаперевозки пассажиров внутри России.
Правда, эксперты "РГ" уверяют, что цены на авиабилеты вряд ли опустятся настолько, насколько снизится НДС. Но снизиться должны. "Не стоит напрямую связывать ставку НДС с тарифами. Это антикризисная мера, направленная на минимизацию убытков в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры", - считает главный редактор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. Уже хорошо: не придется эти убытки покрывать ценой билета. А они немалые.
"По оценке Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, совокупные убытки авиакомпаний в 2014 году составили 22 миллиарда рублей", - напоминает эксперт. Впрочем, по его раскладу получается: если компании скинут цену после снижения НДС, то могут сохранить убыточность, поэтому делать этого не будут. Печально, конечно, если так. Остается только надеяться, что антикризисная мера поможет авиакомпаниям хотя бы не повышать цены на билеты и удержаться на рынке, сохранив на нем конкурентную среду.
Пока же, по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, в январе - мае 2015 года авиаторы недополучили 8,5 миллиарда рублей. Пассажиропоток сокращается. На международных линиях он упал на 18 процентов, а в целом по отрасли - на 9 процентов. Одновременно с этим средняя стоимость перелета снизилась примерно на 500 рублей.
Так что высвобождение средств из-за снижения убытков и, вследствие этого, рост возможностей выживания в сегодняшних экономических реалиях - вполне здравый эффект от закона, резюмирует главный редактор агентства "Авиапорт".
Теперь о школьном или "детсадовском" автобусе. Кроме "молодости" эти машины должны также обладать тахографами, а также спутниковыми навигаторами ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Ограничение по возрасту автобусов и любого коммерческого транспорта для перевозки детей существует и в Европе, напомнил "РГ" автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. "Где-то оно составляет 8 лет, где-то 10 лет, - говорит он. - Хотя трудно оспорить и тот факт, что при хорошем уходе автобусы серьезных проверенных марок могут ходить дольше и быть более безопасными, чем автобусы каких-либо локальных и дешевых моделей". Впрочем, бояться, что уже с 1 июля многие дети останутся без школьных автобусов, не стоит, уверен эксперт.
"Школьные автобусы - молодой по возрасту парк, большая их часть приобреталась в рамках госпрограммы, они оборудованы всеми необходимыми средствами безопасности. Школьники без автобусов не останутся", - считает Игорь Моржаретто. И уточняет, что "детские перевозки это организованный выезд. А если, например, в салоне находятся еще и взрослые, это уже смешанная перевозка".
Но в целом автобусный парк в России действительно не первой молодости и ограничение его возраста при перевозке детей - абсолютно здравое решение. Пока же, по данным аналитического агентства "Автостат", средний возраст российских автобусов составляет 15,3 года.