В Ростов любил приезжать Маяковский. Перед выступлениями он обычно прогуливался по городу, рассматривая здания.
- Ростов - один из самых красивых городов России, - говорил поэт, - только бы сделать его почище - тогда прямо влюбляйся в него.
Любопытно, что на афишах указывалось только имя. Поклонники и так знали, где знаменитый глашатай революции будет читать стихи или лекции. Выступал он в Академическом театре им. Луначарского, расположенном в Городском саду (парк им. Горького). Это было здание, похожее на амбар. Его временно приспособили под культурное учреждение после того, как сгорел Асмоловский театр. В Мраморном зале клуба ВСАСОТР (Дом офицеров) Маяковский, в частности, читал доклад "Мое открытие Америки" и стихи об Америке.
Приходил он и на улицу Шаумяна, 33, в редакцию газеты "Советский Юг". Это бывший доходный дом владельца кирпичного завода Александра Леванидова. (Кстати, в газете "Советский Юг" 2 года проработал другой знаменитый литератор, Александр Фадеев).
Ростовский журналист Павел Максимов так описал визит поэта в Дом печати (Ворошиловский, 16). "В подвале, отведенном ростовской литературной организации, шло собрание. Маяковский пришел спокойный, простой, благожелательный. Он был в короткой куртке с меховым воротником, на голове кепи, на ногах - гамаши, в руках - палка. Был парад стихов ростовских поэтов.
- Слабо, детская работа. Главный недостаток - штамп, потертая словесная монета. Какое у вас море? Конечно, синее. Какие глаза? Конечно, чудные или нежные, или грустные. Ну, и звезда, разумеется, далекая. Что нового в этих определениях? Плохо все это. Но вот у одного товарища мелькнуло местное название "Нахичевань". Очень хорошее слово, его нет в стихах московских поэтов. Довольно потертых слов и мыслей! Давайте новую упаковку!
Памятная доска с портретом Маяковского висит на здании бывшего театра музыкальной комедии (Серафимовича, 88). В самом начале ХХ века здесь работало правление Общества взаимного кредита. В начале 1920-х здание арендовали клуб табачников и профшкола, через несколько лет их сменил Театр Красной армии. Маяковский выступал здесь 23 ноября 1927 года.
Зимой 1922 года в Ростов-на-Дону приехал Мандельштам. Планировалось, что он выступит в здании консерватории, но зал оказался занят. Арендовали помещение на проспекте Семашко, 38. Там стояли деревянные скамьи, был построен помост, над которым висел синий плюшевый занавес. Осип Эмильевич вышел на эстраду в белой рубашке и, немного приподнимаясь на носках, начал читать стихи. На вырученные деньги на складе Центросоюза он купил шубу и по этому поводу написал рассказ. Ростов он охарактеризовал как "старый русский митрополичий город".
В годы Гражданской войны через Ростов проезжал Гумилев. Возле вокзала увидел на афише название своей пьесы "Гондла". Она шла в "Театральной мастерской", расположившейся в здании на улице Б. Садовой, 27. Поэт заехал туда и даже пригласил театр на гастроли в Питер. Но когда ростовчане приехали, Гумилева, обвиненного в участии в контрреволюционном заговоре, уже не было в живых. Некоторые студийцы стали потом знаменитыми. Например, Антон и Евгений Шварцы, впоследствии известный чтец и известный драматург. Дом, где располагалась "Театральная мастерская", известен как Дом Черновой. По легенде, это была одна из блестящих красавиц Ростова, и особняк - подарок ее поклонника, богатого ростовского купца. Дом Черновой до сих пор остается одним из красивейших старых зданий Ростова.
На улице Станиславского, 104 расположен дом Волкенштейна, друга Чехова.
Волкенштейн - популярный ростовский адвокат и совладелец самого большого в Ростове Асмоловского театра, был одноклассником драматурга. Летом 1894 года Чехов записал в своем дневнике: "В Ростове ужинал с товарищем по гимназии Львом Волкенштейном, уже имеющим собственный дом и дачу в Кисловодске". Жильцы дома уверяют, что слышали от своих соседей, проживавших здесь еще в довоенное время, что Антон Павлович наносил визит в этот дом. С августа 1943 года в доме располагалось Азово-Донское пароходство, а затем здание вновь стало жилым.
А в доме на улице Социалистическая, 94 провел детство и юность Владимир Рындзюн - одна из загадочных фигур русской эмиграции. Один из самых ярких журналистов русского Парижа и Берлина 1920-х, он печатался под псевдонимом "А. Ветлугин". В автобиографическом романе Ветлугина "Записки мерзавца" изображены главные лица его детства. В сентябре 1922 года он сопровождает Есенина с Айседорой Дункан в турне по Америке в качестве их секретаря и переводчика, решает остаться в США и сначала ведет колонку в нью-йоркской просоветской газете "Русский голос", а потом становится ее редактором. Потом переезжает в Калифорнию - посмотреть, как живут и работают преуспевшие русские артисты. Берет интервью у Дугласа Фэрбенкса, Мэри Пикфорд и Чарли Чаплина. В Голливуде Ветлугин сделал головокружительную карьеру - возглавил отдел сценариев Metro Goldwin Mayer и выступил в качестве продюсера двух фильмов. В картине "Ее жизнь" играла Лана Тернер, а в "Ист Сайд, Уэст Сайд" сыграла Беверли Майклз, ставшая женой Ветлугина. Несколько лет назад старый дом на улице Социалистической хотели снести. Но помешали активисты общественного движения "МойФасад", организовав поминки по дому.
В июле 1920-го в донскую столицу по мандату Луначарского прибыли Сергей Есенин и его друг Анатолий Мариенгоф - для проведения цикла литературных вечеров. Вечер состоялся всего один - в самом большом кинотеатре города -"Колизее" (впоследствии "Буревестник"). Из непубличных выступлений - квартирник (как сказали бы сейчас) в доме известного в Ростове знатока литературы врача Иосифа Гербстмана - на улице Социалистической (в те годы Никольской), 50. Этот дом не сохранился, на его месте построена многоэтажка.
В воспоминаниях Мариенгоф упоминает один пикантный момент. Жена поэта Зинаида Райх ехала из Кисловодска, Есенин из Ташкента. Они встретились на вокзале, и Зинаида показала поэту своего новорожденного сына Константина. Есенин ребенка не признал, сказал: "Фу, черный... Есенины черными не бывают".
Песню "Гренада" Михаил Светлов написал в Ростове.
Из воспоминаний Веры Пановой
"В годы нэпа в Ростове был ресторан "Гренада". Неказистый подвальчик, из недр которого днем и вечером гремела гармонь. В "Сентиментальном романе" этот подвальчик назван "Не рыдай". Я не выдумала это название, был у нас и ресторан "Не рыдай", он считался самым шикарным. Но Светлов миновал "Не рыдай", судьба привела его к "Гренаде". Он стоял над идущими вниз ступеньками кабачка, и в лицо ему ударили переборы гармони, игравшей знаменитое "Яблочко". Он поднял голову - над ним была вывеска с крупными буквами: "Гренада". Вот так, рассказывал Михаил Аркадьевич, из сочетания "Яблочка" и "Гренады" возникло стихотворение:
Мы ехали шагом,
Мы мчались в боях
И "Яблочко"-песню
Держали в зубах".
P.S.
В Ростове жили, работали и творили:
Максим Горький. В 1891 году будущий писатель работал грузчиком в Ростовском порту. Потом он дважды приезжал сюда в конце 1920-х. В Ростове-на-Дону есть немало памятных мест, связанных с именем писателя или названных в честь него: мемориальная доска на доме, где жил молодой Пешков, памятник на набережной Дона, главный городской парк, драмтеатр.
Николай Погодин. Работал репортером с 1920 года в ростовской газете "Трудовая жизнь".
Александр Солженицын. До войны жил несколько лет в небольшом доме в бывшем Никольском переулке, ныне Халтуринском. В Ростове учился в школе и университете.
Вера Панова. Родилась в Ростове в 1905 году и жила здесь до 1936 года. На доме, на улице 1-я Линия, висит мемориальная доска.