Ангела Меркель предварила свою речь в бундестаге словами: "Граждане Греции перенесли тяжелые дни, дальнейшие тяжелые дни им еще предстоят". Прежде чем говорить "о технических вопросах, программах и цифрах" Меркель предложила "подумать о людях в Греции". За этой заботой скрывается желание умолчать главное: консервативная политик, Меркель недовольна "левым" правительством средиземноморской страны и косвенно дала это понять ее "гражданам", о которых родное правительство якобы не думает.
Министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле, известный своим холерическим нравом, заявил в бундестаге, что нынешнее греческое правительство "действует без смысла и понимания ситуации". Для поисков нового приемлемого решения "нужна новая доверительная основа". С премьер-министром Ципрасом и министром финансов Варуфакисом она, по мнению Шойбле, не может быть создана.
Лидер фракции оппозиционной Левой партии в бундестаге Грегор Гизи прямо обвинил Ангелу Меркель в том, что для нее "речь идет не о финансах, а о том, чтобы убрать левое правительство Греции". Гизи раскритиковал "политику спасения" этой страны, проводимую правительством ФРГ. Он обвинил Меркель в стремлении переложить вину в нынешней катастрофе на Афины.
Пока что в кабмине ФРГ надеются, что народ Греции во время референдума скажет "да". Ведь "да" будет означать для Ципраса вотум недоверия народа страны. Как известно, он уже намекнул на свою отставку в этом случае. Навязать Греции жесткий курс экономии с левым правительством у Меркель не получилось. Поэтому в случае "да" на референдуме, иными словами, если народ выступит за пребывание в еврозоне, канцлер надеется на начало новых переговоров с новым правительством Греции.
Однако Меркель до сих пор замалчивает, что и в случае "да" проблемы для Германии будут чуть ли не более тяжелыми. Ведь если народ Греции скажет "да", речь будет идти, прежде всего, о необходимости списания долгов, о котором Меркель до сей поры боялась говорить гражданам ФРГ. При таком повороте Германия и государства еврозоны потеряют часть уже выплаченных кредитов. Цена вопроса для ФРГ только по нынешним расчетам - 85 миллиардов евро.
С другой стороны, Меркель также умалчивает, что "нет" эллинов будет для нее, скорее всего, самым лучшим вариантом. Недаром она не захотела говорить о цифрах и вести переговоры о третьем пакете до референдума. Ведь она прекрасно знает: если народ Греции скажет "нет", с нее спадет ответственность за возможный выход страны из еврозоны. Для канцлера ФРГ это было бы самым удобным решением проблемы. Как показали новые сведения о прослушке ее телефона Агентством национальной безопасности США, уже осенью 2011 года Меркель сомневалась в возможности спасти страну другими методами.
Как сообщает портал Spiegel Online, еще 30 июня канцлер собиралась предложить Ципрасу трехступенчатый план - списание долгов, инвестиционную программу и долговременные кредиты. Но не предложила. Меркель решилась идти ва-банк, не уступив Алексису Ципрасу ни на йоту. Пусть решает народ. Его "нет" тоже будет означать победу для Меркель. Так, по крайней мере, надеется канцлер.
Хотя Меркель и сказала в своем заявлении, что "18 членов еврозоны сегодня не должны опасаться экономической катастрофы", она умолчала, что при любом исходе референдума "турбулентная ситуация" в Греции негативно отразится на экономиках этих стран. Ну а отношения ведущих политиков Германии и Греции уже и так порваны. Как сообщает сегодня Spiegel Online, президент Греции Прокопис Павлопулос отменил запланированный на вторник визит в Берлин.