Работали без крепи
Напомним: обрушение пород кровли на "Осинниковской" произошло утром 22 мая 2015 года, во время зачистки горной массы в демонтажной камере. Когда проходческий комбайн в очередной раз заехал в забой, 52-летний машинист горно-выемочной машины Геннадий Пушкарев был сбит с монтажной площадки породой, высыпавшейся в рабочее пространство, ему придавило ноги. При попытке освободить пострадавшего горная масса обрушилась вновь, и ее кусками рабочий был прижат к гусенице проходческого комбайна.
Специалисты Ростехнадзора, завершившие проверку предприятия, назвали три основные причины ЧП. Во-первых, 21 мая работники четвертой смены не установили в демонтажной камере деревянные стойки постоянной крепи, как, впрочем, и стойки временной крепи ВК-8. Все это привело к образованию завала. Во-вторых, при передаче смены горные мастера не сообщили коллегам достоверную информацию об истинном положении дел на участке. В-третьих, руководители шахты, как и самого участка, ослабили производственный контроль соблюдения требований промышленной безопасности. В итоге нарушения трудовой дисциплины не заставили себя долго ждать.
Машиниста, оказавшегося заблокированным под землей, горноспасателям удалось поднять на поверхность только через пять с лишним часов. Врачи диагностировали у него сдавление внутренних органов. 24 мая пострадавший скончался. Следователи возбудили уголовное дело по части второй статьи 216 УК РФ ("Нарушение правил безопасности при ведении горных работ, повлекшее по неосторожности смерть человека"), санкции которой предусматривают до пяти лет лишения свободы. А в июне суд, руководствуясь постановлением Ростехнадзора, решил приостановить работу аварийного участка на девяносто суток, горного оборудования - на 75. Расследование уголовного дела продолжается.
Второй раз за два года
Этот инцидент на "Осинниковской" - не первый. В марте 2013-го во время ремонтно-профилактических работ вода из затопленных горных выработок шахты прорвалась в действующие. Из 143 человек, находившихся под землей, 139 вышли на поверхность, а четверо оказались в ловушке. Не выжил ни один.
Руководитель Сибирского правления Ростехнадзора Евгений Резников, сообщив результаты расследования причин трагедии, подчеркнул, что воду спускали одновременно с ведением подготовительных работ и добычей угля. Водоотливные установки не были готовы к откачке, а ответственные специалисты не позаботились о выводе людей из опасной зоны и не поторопились включить систему оповещения об аварии. Кроме того, позже выяснилось, что главный инженер предприятия, в нарушение всех норм и правил, по собственной инициативе, уменьшил с сорока до десяти метров барьеры, препятствующие проникновению в шахту грунтовых вод.
Имея представление
О том, что на угледобывающих предприятиях Кузбасса не соблюдаются требования промышленной безопасности, говорят итоги проверок, проведенных угольной прокуратурой в апреле-мае 2015 года.
- Наиболее распространенные нарушения, выявленные в ходе проверок: несоответствие плановой численности работников фактической, несвоевременное проведение аттестации ИТР, а то и ее отсутствие, нарушение режима труда и отдыха, плохой производственный контроль, - уточнил старший помощник Кемеровского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли Юрий Моор. - Все это негативно сказывается на соблюдении необходимых требований и лишает работников права на гарантированные Конституцией безопасные условия труда.
По данным контролирующего ведомства, за два месяца было выявлено 391 нарушение закона, руководителям угледобывающих предприятий внесено девять представлений, возбуждено 150 административных дел. Всего же в январе-мае этого года к дисциплинарной ответственности привлекли 214 должностных лиц, к административной - 333. При этом сумма штрафов, наложенных прокурорами, превысила 9,5 миллиона рублей.
Штрафы не останавливают
Но самое печальное, что, несмотря на штрафы, одни и те же нарушения повторяются из года в год. Так, например, на предприятиях Распадской угольной компании, как в 2014-м, так и в 2015-м, не соблюдались режимы труда и отдыха горняков, а некоторые из них работали по две смены подряд. Людей не знакомили с графиками сменности, а при составлении этих графиков не учитывали мнение профсоюза. Первичные инструктажи вновь принятых работников, как и проверку у них знаний норм охраны труда никто не проводил. Кроме того, рабочих не обеспечивали средствами индивидуальной защиты в полном объеме.
На шахте "Распадская", где в мае 2010 года в результате двух взрывов погиб 91 человек, а также на одноименном разрезе вспомогательные горноспасательные команды оказались не аттестованными на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях ЧС. По данным угольной прокуратуры, на этих предприятиях эксплуатировали оборудование с истекшим сроком экспертизы промбезопасности, а также использовали непроверенные сигнализаторы виброскорости и температуры. Итоги такой работы неутешительны.
- В угольной компании наблюдается рост производственного травматизма: за весь прошлый год произошло 35 несчастных случаев, а за пять месяцев нынешнего - уже 26, - подчеркнул Юрий Моор. - Количество инцидентов увеличилось на 33 процента. Хотя в 2014 году директорам предприятий были внесены соответствующие представления, новая проверка показала: контроль и меры, которые принимают руководители, неэффективны и недостаточны. Что свидетельствует о формальном подходе и отсутствии на шахтах надлежащего контроля.