Теперь же признав, что желанного уровня превосходства за прошедшие годы США добиться не удалось, военное ведомство сделало ставку на создание международной "стаи" для подавления неугодных не умением, так числом: новая доктрина призвана укрепить связи между Вашингтоном и европейскими государствами с помощью коалиций и блоков.
Однако во всех этих планах Америке отведена исключительно командная роль, в то время, как остальные участники партнерства обязаны подчиняться ее воле. "Уши" новой стратегии никто не прячет - ее разработчики добиваются экономического процветания США, используя ресурсы партнеров в Европе и Азии.
"Мы должны продвигать диверсификацию видов топлива, источников и маршрутов в Европе", - говорится в обнародованном Белым домом документе. В нем же объясняется, что помогать в диверсификации импорта энергоносителей для Европы должны американские кампании. Или другой пример - США, согласно стратегии, будут поставлять оборудование для борьбы с терроризмом странам-партнерам, тренировать их силовиков. Но делать это Пентагон собирается не безвозмездно.
Ответ на вопрос, для чего Белый дом просит почти миллиард долларов на увеличение и без того масштабного военного присутствия в Европе, содержится в той же стратегии. В ней США названы "самой сильной страной в мире, у которой есть уникальные преимущества в технологиях, ресурсах, альянсах, союзах и демографии". Но, как сказано в документе, "эти преимущества оспариваются". И это обстоятельство настолько удручает президента США Барака Обаму, что с помощью формирования коалиций он намерен изменить ситуацию.
Перечень тех, кто покушается на исключительность американской нации, весьма иллюстративен. Помимо главной угрозы, группировки "Исламское государство", в него попали четыре "ревизионистских" по шкале Белого дома государства - Китай, Россия, Иран и Северная Корея. Их вина заключается, цитирую доклад, "в готовности применить силу для достижения своих целей и демонстрация неуважения к суверенитету соседних стран".
Но вот парадокс - из того же подготовленного для Пентагона документа становится ясным, что несмотря на приверженность коалиционному формату, США также оставляют за собой право при необходимости действовать самостоятельно, в том числе применять силу. Сколько раз прежде Вашингтон без резолюций Совбеза ООН использовал или собирался использовать силу в отношении суверенных государств, начиная с военного вторжения в Ирак, бомбежек Ливии или почти предрешенного военного удара по Сирии, который в последний момент удалось предотвратить усилиями российской дипломатии. Но такого рода международную деятельность в Белом доме "ревизионистской" не считают, навесив в стратегии этот ярлык только на противников американской политики.
В отношении Китая, Северной Кореи и Ирана в докладе признается, что "ни одна из этих стран не стремится к прямому военному конфликту с США и их союзниками". Но эти государства "вызывают определенные опасения у международного сообщества", читай, у стратегов в Вашингтоне.
Россия же в стратегии занимает особое место. С одной стороны ей надо противодействовать - об этом говорится даже в бюджетном послании администрации Барака Обамы. Перечень того, какие международные договоренности нарушает, по мнению Белого дома, Москва, детально отражен в документе. Вместе с тем, в Вашингтоне не исключают сотрудничества с Россией по ограниченному кругу вопросов - противодействию распространению ядерного оружия, борьбе с терроризмом, сотрудничеству в освоении космоса и, что особенно неожиданно, - в создании системы противоракетной обороны. Но и это не все: в новой стратегии США приветствуют более активную роль Москвы по поддержке стабильности и укреплению системы безопасности в Азии. Так что достоверно понять из распространенной Белым домом доктрины, в чем американская администрация заинтересована больше - в изоляции Москвы или, напротив, объединении с ней усилий для решения проблем "третьих стран", непросто. Видимо, в Вашингтоне решили сохранить в стратегии обе этих взаимоисключающих тенденции. Тем более, что подготовленный Белым домом документ может не пережить очередные президентские выборы в США: не исключено, что новый глава государства захочет его подкорректировать.
И все же несмотря на существование примирительных в отношении России пассажей основная задача стратегии сформулирована предельно четко: "Мы работаем с союзниками и партнерами, чтобы сдержать, запретить и при необходимости нанести поражение потенциальным противникам американского государства".