01.07.2015 15:30
    Поделиться

    Репортеры "СОЮЗа" увидели, как марийские жрецы просят богатый урожай

    Отправляясь по заданию в командировку на марийские моления Агавайрем, которые входят в реестр нематериального культурного наследия России, наша репортерская бригада была полностью уверена в том, что мы увидим древний обряд в исполнении фольклорных коллективов.

    И каково же было наше удивление, когда мы оказались в Священной роще (свяченые места - пожалуй, главная достопримечательность республики) на аутентичных молениях, где дары духам предков и природы преподносил сам верховный жрец Марий Эл, которого уважительно величают "карт", Александр Таныгин.

    О верховном карте мы были наслышаны еще до поездки. В своей республике он личность легендарная. У него большая семья - шесть детей и столько же внуков. В свои 72 года он очень бодр. Говорят, что жрец купается в реках и озерах до ледостава. Он никогда не отрывался от своей родной земли и корней, воспитывался в духе предков. С самого раннего детства был близок к природе - помогал взрослым пасти скот, поэтому знает родные места как свои пять пальцев. Александр Таныгин создал концепцию марийской традиционной религии, под его началом появился реестр мольбищ, свяченых мест Марий Эл.

    Агавайрем - один из самых главных праздников марийцев. После окончания посевных работ карты приводят людей в Священные рощи, чтобы вознести благодарность духам предков и природы и помолиться о том, чтобы дожди были теплыми, ветер - ласковым, урожай - богатым, чтобы мимо прошли ураганы, чтобы всходы не побил град, а людям хватило сил и здоровья собрать хлеб.

    Мы приехали на праздник в день летнего солнцестояния. Верховный карт не случайно выбрал для моления самый длинный день в году. Это время, когда свет побеждает тьму.

    По традиции Агавайрем празднуют с середины мая и до середины июня. Время и дата определяются картами в соответствии с лунным календарем. Считается, что лучшее время для вознесения благодарности и молитв духам природы и предков - это новолуние.

    23 объекта всемирного культурного наследия ЮНЕСКО насчитывается в России

    В годы советской власти большевики пытались отвлечь людей от молений в рощах и заменить Агавайрем новым праздником - Пеледыш пайрем (в переводе с марийского - праздник цветов). И почти за столетие он прижился и стал народным.

    Но, по словам секретаря верховного карта Галины Ласточкиной, несмотря на то, что в советское время молиться в рощах марийцам запрещали, своих традиций народ никогда не забывал. Большевики боялись ходить в Священные рощи, может быть, поэтому они и сохранились до наших дней.

    А Пеледыш пайрем стал своеобразным продолжением Агавайрема.

    - Вы думаете, что "пеледыш" в переводе означет "цветок"? Это не совсем так, - поясняет верховный жрец Александр Таныгин. - Пеледыш - это целая философия. Это время расцвета и в жизни, и в природе, время молений и поста. В этот период марийцам запрещалось тревожить природу, чтобы звери, птицы и рыбы могли плодиться. Все в природе должно было отдыхать.

    Ритуал на Агавайрем начинается с того, что жрец идет спозаранку в рощу и просит духов о хорошей погоде на праздник.

    - Карты договариваются с силами природы, чтобы светило солнце, чтобы обряд прошел хорошо, и люди смогли добраться до мест моления, - рассказывает марийская журналистка Ирина Ерофеева, которая интересуется традициями своих предков. - И еще они говорят, что примут с радостью любое развитие событий, но будут благодарны, если природные силы поспособствуют тому, чтобы горел священный огонь и не было дождя. В народе говорят, что карты "делают погоду". И как не поверить в чудо, если во время молений всегда солнечно и сухо. Это уже потом может пройти проливной дождь...

    Вот и на этот раз дождь преследовал нас всю дорогу из Казани до Йошкар-Олы, но во время моления в роще выглянуло жаркое солнце и ветер не потревожил ни одного листочка.

    Место, где проходил Агавайрем (Дубовая поляна в Сосновой роще), намоленное. Это небольшой островок в окружении болот, вековых дубов и сосен. Как рассказал Александр Таныгин, об этой поляне ему поведал старец Алексей Якимов:

    - Он привел меня в эту рощу, о которой узнал от своих предков. Когда-то в этих местах стояла деревушка Чигай, на русский лад - Чихайдарово. Но, когда сюда пришла цивилизация, жителям пришлось покинуть насиженное место и перебраться через реку Кокшагу. А роща осталась...

    Традиционно марийские жрецы молятся березе или дубу. Но старый дуб, росший когда-то на поляне, давно срубили. Так что сейчас обряд проходит у не менее старой сосны.

    - На марийском языке слово "ага" означает Вселенную, пространство, а "вайрем" переводится как творец, - говорит Александр Таныгин. - Агавайрем - это день творца. В этот праздник мы поклоняемся нашему создателю, приносим ему хлебосольные дары. Это день благодарности за то, что мы живем в мире и покое, за ту пищу, которую нам дает природа. За то, что в это время все на земле находится в самом расцвете.

    В дар духам марийцы обязательно приносят яйца как символ зарождения жизни, традиционные трехслойные блины - коман мелна, хлеб и квас. Верховный жрец поясняет, что они приносят именно дары, а не жертвы.

    - Жертва - это наказание, поэтому с таким словом нужно быть очень осторожным, - предупреждает Александр Таныгин.

    Подходить близко к дереву, где вместе с верховным жрецом молятся карты со всей республики, можно только после завершения обряда. Нашему фотографу, который попытался запечатлеть весь ритуал, верховный карт сказал, чтобы он вперед батьки не лез, а подождал, пока завершатся моления. Суеверные люди в толпе стали нашептывать, что ослушаться нельзя, иначе можно навлечь на себя проклятье.

    На Агавайрем карты надевают свои лучшие одежды - расшитые национальным узором белые рубашки и светлые войлочные шапки. Мы отметили, что люди пришли на моления в национальных костюмах - бабушкиных нарядах, которые удивительным образом сохранились у многих марийцев.

    Обычно марийские жрецы молятся березе или дубу, но старый дуб, росший когда-то на поляне, давно срубили. Сейчас обряд проходит у такой же древней сосны...

    Пока верховный карт возносит молитвы дереву, другие жрецы помогают отпугивать злых духов при помощи молоточка и топора. Во время обряда один из картов приносит головешку от костра, дымом от которой "очищает" молящихся. Другие карты держат сосуды с дарами - зерном и квасом. Весь обряд, а молитва длится больше часа, сопровождается игрой на гуслях.

    - Это особые 37-струнные марийские гусли, - рассказывает Ирина Ерофеева. - Говорят, что игра на этом инструменте пробуждает нашу генетическую память. Мелодия успокаивает, позволяет отвлечься от суеты и помогает настроиться на определенный лад.

    Неподалеку от священного дерева обязательно разводят костер. Он должен быть в центре круга, который символизирует солнце. Вот и в этом месте специально под костер на поляне выкосили траву в форме круга. Огонь и деревья являются связующими нитями между людьми и духами. Марийцы верят, что дым от костра и высокая крона дерева соединяют землю с небом и доносят молитвы до духов.

    Во время больших молений на Агавайрем в большом котле на костре варят гуся, которого преподносят в дар творцу. За его душу жрецы тоже молятся, прося у духов природы для этой птицы лучшей участи в следующей жизни. Марийцы искренне верят в перерождение.

    Во время обряда часть даров - яйца, хлеб и квас - отправляется в костер, чтобы вознестись на небо.

    На этом моления завершаются. После чего верховный карт разрешает собравшимся вкусить намоленную пищу. На хлебосольном импровизированном столе из вышитых полотенец - каравай, три вида каш, томленных в печке, яйца, блины и ядреный квас. Вся та пища, которую дарует природа. За еду обязательно нужно поблагодарить. После обряда каждый желающий может подойти к дереву и вознести свои молитвы.

    Карты говорят, что в последнее время на молениях стала прослеживаться такая потребительская позиция, когда люди просят для себя богатства. Этого делать ни в коем случае нельзя. Духов нужно благодарить за то, что они дают. Только тогда можно рассчитывать на их помощь.

    Поделиться