- Еще когда я был студентом, на одной из конференций мой будущий научный руководитель, доцент Валерий Галущак, предложил заняться проектом создания транспорта на бестопливном двигателе, - рассказывает Иван Богданов. - Сказать, что разрабатывал идею с нуля, не могу: в институте над ней уже работали студенты, наработки были.
Но именно изобретению Ивана суждено было шагнуть с монитора компьютера в реальную жизнь и воплотиться в опытном образце. В 2013 году талантливый студент выиграл грант конкурса "Умник", 400 тыс. рублей, на создание готовой модели - изобретатель назвал ее "Гелиос".
Собственно, велосипеды с электроприводом - не новость. Они уже давно присутствуют на рынке, главным образом китайского производства. "Фишка" в том, что при езде на таком велосипеде не нужно крутить педали. Правда, такой агрегат постоянно требует подзарядки от обычной розетки. И если в городе это не проблема, то в чистом поле толку от электрического мотора не много.
- При использовании электровелосипедов возникают две проблемы: это дальность хода без подзарядки, которая ограничена, как правило, 40-60 км; и проблема использования агрегата - далеко не все умеют ездить на велосипедах, - рассказывает Иван Богданов.
Обе эти проблемы Иван разрешил. Его ноу-хау в том, что электродвигатель он соединил с солнечной батареей. То есть его велосипед двигается благодаря энергии солнца, солнечному свету. Уж чего-чего, а этого добра в летней волгоградской степи хватает. Велосипед катится - аккумуляторы заряжаются от солнца. Красота!
- За основу мы взяли трехколесную базу, - рассказывает Иван о своем детище. - У меня нет точной статистики, но, по моим ощущениям, около трети населения России не умеют держать равновесие на обычном двухколесном велосипеде. Кроме того, использование трехколесной базы позволяет сделать велосипед грузовым - на нем можно перевозить различные грузы массой до 100 кг.
В итоге велосипед выглядит как трехколесная повозка с седлом и педалями, да еще и с "крышей" - это и есть солнечная батарея. Звучит жутко, выглядит забавно, ездит бодро.
По словам изобретателя, это идеальный транспорт для передвижения по территории промышленных предприятий, занимающих порой площадь в несколько гектаров, технопарков, обычных парков, садов. Пригодится он и для сельской местности. Но, как считает Иван, настоящим звездным часом "Гелиоса" может стать чемпионат мира по футболу-2018: велосипед на солнечных батареях пригодился бы организаторам и волонтерам, обслуживающим мундиаль.
На День России Иван и его команда устроили "Гелиосу" масштабные испытания: решили проверить, какое максимальное расстояние сможет преодолеть велосипед за один день. Иван отправился на нем из Камышина в райцентр Иловля Волгоградской области.
- В первый день мы выехали из города в 12.30 и ехали до 9 вечера. В 7 вечера солнце скрылось за облаками, но накопленной за день энергии хватило еще на два часа работы. В итоге велосипед преодолел 130 км. На следующий день мы выехали около полудня и уже к трем часам дня были в Иловле, проехав еще 55 км.
Средняя скорость велосипеда - 25 км в час, максимальная - 35 км. Выше развивать, говорит Иван, наши дороги не позволяют.
- Зачем твоему велосипеду вообще педали нужны, если он так бодро ездит на солнечной энергии? - спрашиваю.
- Хороший вопрос, - смеется Иван.- Дело в том, что любое транспортное средство, независимо от того, на каком двигателе работает, в момент, когда трогается с места, теряет 40% своей энергии. Я же борюсь за каждый киловатт. Поэтому педали нужны, чтобы велосипед тронулся с места. Ну и потом, во время поездок, я понемногу их подкручиваю - это дополнительно дает до 50 Вт.
Сейчас Иван Богданов использует "Гелиос" вместо личного автомобиля для передвижения по Камышину. Парень на трехколесном велосипеде с крышей превратился уже в местную знаменитость. Сам он надеется, что его изобретение из камышинской экзотики со временем превратится в "ширпотреб". И кто знает, может, это, и правда, его, инженера Ивана Богданова, личная "идея на миллион"? Тем более что у Ивана уже все готово для выпуска машины под заказ.