02.07.2015 15:01
    Поделиться

    Открылась первая Венская биеннале

    В австрийской столице под лозунгом "Идеи для перемен" открылась первая Венская биеннале. Этот первый в мире смотр, объединяющий искусство, архитектуру и дизайн, учредил крупнейший музей декоративно-прикладного искусства MAK, известный выдающейся коллекцией мебели, посуды, фарфора, предметов азиатского и восточного искусства от средневековья до наших дней.

    Проекты биеннале разбросаны по всей Вене (идут до 4 октября), но главные выставки находятся в залах MAK. Это и архитектурная "Неравный рост: тактический урбанизм для растущих мегаполисов" о городском планировании 2030 года заброшенных районов крупнейших городских мегаполисов, которую привез из нью-йоркского MoMA куратор Педро Гаданьо. И художественная выставка "Изображая Бухарест: искусство, память и революция. 1916-2016", рассказывающая об изменении взглядов румынских художников на протяжении века. Ее курирует Петер Вайбель, знаменитый художник, который был куратором и Московской биеннале современного искусства в 2011 году.

    О биеннале, внимании зрителей и музее "Российской газете" рассказал директор MAK Кристоф Тун-Хоенштайн.

    Вена - музейный город, но MAK находится в стороне от основных туристических маршрутов. Биеннале - это способ привлечь внимание?

    Кристоф Тун-Хоенштайн: Да, безусловно, биеннале - отличный механизм для повышения уровня видимости музея на городской и туристической карте, и привлечения зрительского внимания не только к выставочным проектам во время его проведения, но и к постоянной экспозиции самого музея. Кроме того, такое событие привлекает и к деятельности наших партнеров, других культурных институций, где располагаются проекты биеннале - Венскому университету прикладных искусств, большой выставочной площадке Kunsthalle Wien, Центру архитектуры.

    В обычной практике биеннале архитектуры, искусства и дизайна существуют отдельно. Почему вы решили объединить эти дисциплины?

    Кристоф Тун-Хоенштайн: Сегодня мы сталкиваемся с двумя серьезными глобальными проблемами: чрезмерным использованием всевозможных ресурсов нашей планеты, и всеохватывающим процессом дигитализации, который настолько радикально меняет нашу жизнь, что можно назвать наш век "Цифровой современностью"! Проблемы такого масштаба требуют радикальной смены позиции. Мы должны перевести цифровую революцию на службу человеку и нашей планете. Разработка и дизайн новых концепций напрямую зависит от творчества - вот почему мы пригласили к участию и художников, и архитекторов, и дизайнеров, от которых зависит поиск новых путей и идей для положительных изменений.

    Тема биеннале - "Идеи для перемен", - традиционно очень широка. К какой области наибольшее внимание? Могут ли эти идеи быть универсальными для всех?

    Кристоф Тун-Хоенштайн: Точка отсчета и общая тема всех проектов биеннале - потенциал и проблемы городов, которые рассматриваются с различных точек зрения: архитектурно-дизайнерской в отношении шести мегаполисов на пяти континентах - Гонконга, Стамбула, Лагоса, Мумбаи, Нью-Йорка и Рио-де-Жанейро; арт-фокус на Бухарест, как увлекательный пример развития искусства в городе, долгие годы пребывавшем за "железным занавесом". В совокупности всех трех дисциплин рассматривается сама Вена, как город, который многократно выбирали "наиболее благоприятным для жизни" в мире. То есть каждый проект получается мультидисциплинарным и открыт к диалогу со всеми видами искусств, с любым из городов мира. В выставках биеннале участвуют около сотни художников, архитекторов и дизайнеров со всей планеты - также для широты взгляда.

    Россия в проектах представлена лишь одни художником Еленой Поповой, которая сейчас живет в Лондоне. Я слышал, что одним из фокусов хотели сделать Москву…

    Кристоф Тун-Хоенштайн: Проект с мегаполисами очень сложный и формировался в 2013 году. Так что из-за трудоемкости и бюджета было принято решение остановиться только на шести городах. Что касается художников, то это кураторский выбор, национальность не имеет никакого значения.

    Какой бюджет биеннале?

    Кристоф Тун-Хоенштайн: Бюджет проекта - 1,5 млн евро. Но если добавить работу наших сотрудников, то он увеличивается как минимум вдвое.

    Ваш предшественник Петер Ноевер поднял MAK на высокий уровень: представил экспозицию, дизайн которой создали знаменитые современные художники, проводил много громких выставок, о которых слышали и в России. Кстати, он много взаимодействовал и с нашими музеями. Вы 3,5 года на этом посту. Чем вы особенно гордитесь и есть ли планы по возобновлению сотрудничества с российскими музеями?

    Кристоф Тун-Хоенштайн: Ну, я уже рад, что музей при мне дожил до 15-летия, которое мы отмечали в прошлом году (смеется). И на мой взгляд, одно из главных достижений - это проект MAK DESIGN LAB, настоящая творческая лаборатория, где объединяют прикладные искусства прошлых столетий и современный дизайн. Он в пространстве справа от входной зоны - обязательно зайдите сначала туда, перед походом в музей!

    С Россией у нас было много проектов, да, и мы намерены их продолжать. Ждем с нетерпением интересных предложений!

    Поделиться