03.07.2015 13:00
    Поделиться

    Александринский театр покажет балет, посвященный Фриде Кало

    Юрий Смекалов десять лет был солистом труппы Бориса Эйфмана, тогда же получил "Золотую маску", нынче он не только солист Мариинского театра, за пять лет станцевавший уже сорок партий, но и многообещающий хореограф. В частности, поставил в Большом театре сказку "Мойдодыр" и в качестве хореографа участвовал в проекте Первого канала "Болеро". 5 июля в Петербурге, на сцене Александринского театра состоится российская премьера балета "Infinita Фрида", который впервые был показан на родине знаменитой художницы Фриды Кало. Как и в Мексике, в России главную партию станцует Элиза Каррильо Кабрера - прима "Штатс Балет Берлин". О премьере, и почему балет - не искусство шока, рассказал "Российской газете" Юрий Смекалов…

    Юрий, почему спектакль, посвященный Фриде Кало вы назвали - "Infinita Фрида"? Почему "бесконечность" и Фрида Кало?

    Юрий Смекалов: Потому что это не биографический спектакль, хотя в нем есть реальные персонажи - и сама Фрида, и ее муж, знаменитый художник Диего Ривера, и даже Лев Троцкий, влюбленный во Фриду. Но все же это фантазии на тему творчества знаменитой мексиканской художницы. Для меня экспозиция ее творчества, попытка передать ее линии, ее цвета - важнее мелодраматического рассказа. Тем более, что в ее картинах мы видим все ее переживания, связанные с изменами, страданиями, с детством, с близкой смертью. То, что пришлось преодолеть Фриде даже представить невозможно, можно лишь попытаться почувствовать, глядя на ее картины, каждая из которых пронизана болью, отчаянием. И при этом стоит вспомнить ее прощальную картину, которую она назвала "Viva la vita!" ("Да здравствует жизнь!"). Поразительная женщина, в ней было столько магнетизма, что несмотря ни на что она была желанна! И все же Фрида для меня не просто реальный человек, прежде всего она - великий художник, в котором воплощается бесконечность искусства. На сцене слово Infinita присутствует буквально, его символ, цифра 8, повторяется в различных элементах спектакля - у нас 8 танцовщиков, в сценическом оформлении использовано 8 цветов, в музыке звучат 8 тем, партитура составлялась изначально для октета. Я и через пластику исполнителей старался передать роковую закольцованность восьмерки.

    Вы тяготеете к символизму? В одноактном балете "Завод Болеро" вы говорили о семи смертных грехах, здесь - о восьмерке вечного перевоплощения…

    Юрий Смекалов: Пожалуй. Потому что даже в детском балете "Мойдодыр" вы найдете немало символов. Была даже идея: герой попадает в Таврический сад, в кронах деревьев которого можно угадать портреты великих людей того времени. Но мы решили, что это не "считается", и ограничились тем, что все гуляющие в саду - персонажи 30-х годов, вроде "девушки с веслом", Анны Ахматовой, Владимира Маяковского... Но если говорить о идее спектакля "Infinita Frida", мне вспоминаются слова Фриды Кало: "Считается, что я сюрреалист. Но я никогда не рисовала сны. Я рисовала мою реальность". В каждом моем балете реальность разная, вот и все…

    Один из премьерных дней "Infinita Фрида" выпал на 6 июля - день рождения Фриды Кало. Это случай или подгадали?

    Юрий Смекалов: Нет, это удивительное совпадение, но мне оно кажется символичным - во всяком случае хочется думать, что судьба благоволит к нам. Тем более, что премьера этого балета пройдет в рамках презентации творческого объединения "M.A.D. Company".  Мне кажется, начало пути нашего объединения выглядит обнадеживающим, учитывая, что в создании "Infinita Frida" приняли участие такие талантливые люди, как композитор Александр Маев, чьи работы - настоящее открытие для балетного искусства, замечательный художник Елисей Шепелев, Владимир Шкляров, Игорь Колб - премьеры Мариинского театра, и, наконец, Элиза Кабрера, которая не только прима-балерина "Штатс Балет Берлин", но и культурный посол Мексики в Европе. Говорить хорошие слова про наше объединение я могу сколько угодно, но все-таки главное - показать реальный, качественный продукт.

    Поделиться