Юрий, почему спектакль, посвященный Фриде Кало вы назвали - "Infinita Фрида"? Почему "бесконечность" и Фрида Кало?
Юрий Смекалов: Потому что это не биографический спектакль, хотя в нем есть реальные персонажи - и сама Фрида, и ее муж, знаменитый художник Диего Ривера, и даже Лев Троцкий, влюбленный во Фриду. Но все же это фантазии на тему творчества знаменитой мексиканской художницы. Для меня экспозиция ее творчества, попытка передать ее линии, ее цвета - важнее мелодраматического рассказа. Тем более, что в ее картинах мы видим все ее переживания, связанные с изменами, страданиями, с детством, с близкой смертью. То, что пришлось преодолеть Фриде даже представить невозможно, можно лишь попытаться почувствовать, глядя на ее картины, каждая из которых пронизана болью, отчаянием. И при этом стоит вспомнить ее прощальную картину, которую она назвала "Viva la vita!" ("Да здравствует жизнь!"). Поразительная женщина, в ней было столько магнетизма, что несмотря ни на что она была желанна! И все же Фрида для меня не просто реальный человек, прежде всего она - великий художник, в котором воплощается бесконечность искусства. На сцене слово Infinita присутствует буквально, его символ, цифра 8, повторяется в различных элементах спектакля - у нас 8 танцовщиков, в сценическом оформлении использовано 8 цветов, в музыке звучат 8 тем, партитура составлялась изначально для октета. Я и через пластику исполнителей старался передать роковую закольцованность восьмерки.
Вы тяготеете к символизму? В одноактном балете "Завод Болеро" вы говорили о семи смертных грехах, здесь - о восьмерке вечного перевоплощения…
Юрий Смекалов: Пожалуй. Потому что даже в детском балете "Мойдодыр" вы найдете немало символов. Была даже идея: герой попадает в Таврический сад, в кронах деревьев которого можно угадать портреты великих людей того времени. Но мы решили, что это не "считается", и ограничились тем, что все гуляющие в саду - персонажи 30-х годов, вроде "девушки с веслом", Анны Ахматовой, Владимира Маяковского... Но если говорить о идее спектакля "Infinita Frida", мне вспоминаются слова Фриды Кало: "Считается, что я сюрреалист. Но я никогда не рисовала сны. Я рисовала мою реальность". В каждом моем балете реальность разная, вот и все…
Один из премьерных дней "Infinita Фрида" выпал на 6 июля - день рождения Фриды Кало. Это случай или подгадали?
Юрий Смекалов: Нет, это удивительное совпадение, но мне оно кажется символичным - во всяком случае хочется думать, что судьба благоволит к нам. Тем более, что премьера этого балета пройдет в рамках презентации творческого объединения "M.A.D. Company". Мне кажется, начало пути нашего объединения выглядит обнадеживающим, учитывая, что в создании "Infinita Frida" приняли участие такие талантливые люди, как композитор Александр Маев, чьи работы - настоящее открытие для балетного искусства, замечательный художник Елисей Шепелев, Владимир Шкляров, Игорь Колб - премьеры Мариинского театра, и, наконец, Элиза Кабрера, которая не только прима-балерина "Штатс Балет Берлин", но и культурный посол Мексики в Европе. Говорить хорошие слова про наше объединение я могу сколько угодно, но все-таки главное - показать реальный, качественный продукт.