Их обнаружила журналист, писатель и политолог Светлана Шишкова-Шипунова, сравнив годы и десятилетия, эпохи и судьбы с 1937 года, то есть с момента образования Краснодарского края, по сегодняшний день. За это время в его руководстве сменилось 20 человек, десятерых из которых автор знала лично. Они и стали героями ее книги "Десять правителей Кубани: от Медунова до Ткачева", вышедшей на днях в одном из краснодарских издательств.
Это необычное по жанру исследование, ставящее множество вопросов. Корреспондент "РГ" попросил автора рассказать, как она искала ответ на них.
Светлана Евгеньевна, поскольку вы рассказываете и об отставке Александра Ткачева, совсем недавно сменившего пост губернатора Кубани на министерское кресло, складывается впечатление, что эта книга написана буквально за пару месяцев и, что называется, на злобу дня...
Светлана Шишкова-Шипунова: На самом деле, я работала над ней целых шесть лет. Идея родилась в 2009 году, когда Александр Ткачев пробыл на посту губернатора девять лет. И я подумала: вот он догнал Сергея Медунова - и начала искать другие параллели. Совпадения оказались настолько поразительными, что с головой ушла сначала в арифметику, а уже потом - в политику. Но закончить книгу тогда не получилось: то оставляла ее, то снова к ней возвращалась. И только нынешней весной, после того как Ткачев завершил свою самую длинную в истории Кубани, 14-летнюю губернаторскую карьеру, я решила поставить точку и отпустить книгу в свободное плавание.
Как вы определите ее жанр?
Светлана Шишкова-Шипунова: Это не биографические очерки, хотя во всех 13 главах я касаюсь биографий своих героев, но исключительно с целью сравнения с другими. Думаю, это политическая аналитика, а если еще точнее - занимательная политология.
Вы специально выбрали сравнение в качестве главного литературного приема?
Светлана Шишкова-Шипунова: Безусловно, причем первых лиц Кубани я сравниваю с разных точек зрения вне зависимости от времени, когда они руководили краем.
А почему вы именуете их правителями? Так вообще-то называли монархов в древности?
Светлана Шишкова-Шипунова: Потому что нет единого определения для них, ведь пятеро из персонажей книги были первыми секретарями крайкома КПСС, а другие пятеро - губернаторами. Хотя само это понятие в полной мере применимо только к троим - Медунову, Кондратенко и Ткачеву. Они именно правили Кубанью, отсюда и произрастали многие проблемы и негативные эффекты их пребывания у власти (прежде всего коррупция), что является оборотной стороной успехов и достижений.
А другие разве не правили? Что же тогда они делали?
Светлана Шишкова-Шипунова: Просто работали, занимали должность, руководили или пытались руководить, некоторые - успешно, другие - бездарно. Не забывайте, что многие из них совсем недолго оставались первыми лицами края: Виталий Воротников - 11 месяцев, Георгий Разумовский - два года, Александр Маслов - год, Василий Дьяконов - год и три месяца, Николай Егоров - год и пять месяцев в первый раз и пять месяцев - во второй (он дважды приходил к власти). Более или менее долго проработали Иван Полозков (пять лет) и Николай Харитонов (три года).
Значит, эффективность правления зависит от времени пребывания у власти?
Светлана Шишкова-Шипунова: Как в любом другом деле. Чем дольше работает журналист, инженер, ученый и т. д., тем он опытнее и эффективнее. Но в случае с властью есть и обратный эффект. Слишком долгое нахождение у власти бывает чревато различными злоупотреблениями, да и у общества накапливается определенная усталость. Недаром в Госдуму внесен законопроект, ограничивающий пребывание губернаторов у власти двумя сроками. Думаю, это был бы оптимальный вариант.
Ткачев вместе с Медуновым и Кондратенко выделены даже в портретной галерее на обложке. Почему?
Светлана Шишкова-Шипунова: В книге я так отвечаю на этот вопрос: "При всей противоречивости каждого из них, при всей неоднозначности их деяний, именно эти трое наиболее известны и популярны в народе, именно их имена, прежде всего, ассоциируются с Кубанью, именно с ними связаны три наиболее крупных и значимых периода новейшей истории - советский (Медунов), переходный (Кондратенко) и рыночный (Ткачев)".
К сказанному могу добавить еще такие соображения. Эти трое и работали дольше других: Медунов - девять лет, Кондратенко (если считать не только его губернаторский срок, но и период 1990-1991 годов, когда он был председателем краевого Совета и фактически считался уже первым лицом в крае) - шесть, Ткачев - 14. В общей сложности почти тридцать лет из тех сорока двух, которые охватывает книга.
Эти три правителя Кубани оказались и наиболее эффективными, поскольку их деятельность была связана с осуществлением крупных проектов, восстановлением и развитием кубанской экономики. Кроме того, Медунова и Ткачева сближало стремление прославить край, выдвинуть его на первое место, отметить его достижения. Хотя и тут есть особенности: у Медунова это стремление никогда не приобретало формы личного пиара, а окружение Ткачева приписывало ему все достижения.
При том, что книга достаточно компактна - всего 200 страниц, - она вместила в себя очень многое. Вы заканчиваете ее целым букетом риторических вопросов: кто будет править Кубанью завтра, в последующие годы? Свои или чужие? Молодые или зрелые? Патриоты или западники? Профессионалы или дилетанты? Сторонники жесткой руки или либералы? Но ответов на эти вопросы в книге нет. А если все-таки попытаться ответить?
Светлана Шишкова-Шипунова: Я думаю, что "свои" и "чужие" будут чередоваться в обозримом будущем, хотя со времен перестройки, после Полозкова "чужих" на Кубань ни разу не присылали. Тем не менее я этого не исключаю. Ткачев был самым молодым губернатором, пришел к власти ровно в 40 лет. Думаю, после него будут люди чуть постарше, но в пределах пятидесяти. Безусловно, патриоты. Западники на Кубани не приживутся, да их и не выберут никогда. Скорее всего, это будут прагматики, потому что харизматиком надо родиться, а это случается не часто. Социалисты или рыночники? Ткачев построил рыночную экономику на Кубани административными методами, жестко контролируя и крупный, и средний, и даже малый бизнес. Думаю, что и будущим правителям края придется в какой-то степени балансировать между старым и новым.
Что касается профессионализма и дилетантства... Две составляющие - опыт управленца и политическое образование дают основание считать человека "профессионалом" во власти. Важно именно их сочетание. Потому что если к власти придет человек без хозяйственного опыта, есть опасность, что он будет заниматься чистым политикантством. В обратном случае - не лучше, потому что чистый хозяйственник не справится с политическими проблемами, такими как, скажем, урегулирование межнациональных конфликтов.
Ко всему этому я бы еще добавила гуманитарный аспект. Хочется видеть в "первом лице" прежде всего человека - честного, порядочного, искреннего, способного уважать людей и сочувствовать им. Об этом много говорится в моей книге. Будем надеяться, что Кубани повезет, и новый ее лидер окажется именно таким человеком.
Справка "РГ"
Светлана Евгеньевна Шишкова-Шипунова - журналист, писатель, литературный критик. Окончила факультет журналистики МГУ и Академию общественных наук (по специальности "политолог"). В 1980-1990-е годы была главным редактором краевых газет "Комсомолец Кубани" и "Советская Кубань", собственным корреспондентом газеты "Советская Россия" по Краснодарскому краю. Работала в аппарате Краснодарского крайкома КПСС, избиралась народным депутатом краевого Совета. Заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Автор нескольких книг прозы, изданных московскими издательствами, - "Дураки и умники", "Дыра", "Дети солнца", "Генеральша и ее куклы", сборников литературной критики "Чужие романы" и "Чужие романы-2" и других. "Десять правителей Кубани от Медунова до Ткачева" - десятая по счету ее книга.
"Егоров, будучи губернатором, удостоился особого доверия Ельцина (скорее не его лично, а Коржакова), был приглашен в команду президента и со временем даже возглавил его администрацию. И надо отдать ему должное, в этой роли поначалу старался помогать чем мог краю. Но в окружении Ельцина в тот период шла борьба за "доступ к телу" между двумя группировками - Коржакова, к которому имел несчастье примкнуть Егоров, и Чубайса. Победил, как известно, последний. Будучи уволенным из президентской администрации и оказавшись перед необходимостью идти на выборы губернатора, Егоров сделал отчаянный шаг - дал интервью, в котором выступил с откровенной критикой своего вчерашнего патрона и разоблачением тайн кремлевского двора. Эта публикация окончательно лишила его поддержки Москвы".