Эти и другие важные подробности, касающиеся нового корабля, его экипажа и места будущей службы, остались "за кадром" торжественной церемонии подъема Военно-морского флага на дизель-электрической подводной лодке Б-262. Церемония была публичной - в рамках Международного военно-морского салона IMDS-2015, с участием большого количества гостей, военных и гражданских чинов.
По словам главкома ВМФ адмирала Виктора Чиркова, новая подлодка усилит Черноморский флот и позволит надежно защитить интересы Российской Федерации в Черном, Средиземном и других морях. Заместитель министра обороны Юрий Борисов, в свою очередь, отметил, что подлодка "удачно прошла все виды испытаний" и "нареканий со стороны заказчика нет".
"Старый Оскол" уже третья в серии себе подобных ДЭПЛ, которые построены и строятся на "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге по усовершенствованному проекту 636.3 - специально для Черноморского флота. Первой была Б-261 "Новороссийск", за ней - Б-237 "Ростов-на-Дону". Они уже приняты в боевой состав и до конца нынешнего года должны передислоцироваться в Новороссийск, где формируется 4-я отдельная бригада подводных сил. Туда же, на пополнение, в первой половине 2016 года должен был поступить и "Старый Оскол".
Но это - по первоначальным планам, которые сейчас не столь очевидны. Как отмечали эксперты в кулуарах Военно-морского салона, с учетом возвращения в состав России полуострова Крым приоритетное внимание сейчас и в будущем получит, конечно же, база в Севастополе.
Напомним, что действующая сейчас Федеральная целевая программа "Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в период 2005-2020 гг.", предполагала (и предполагает) дальнейшее совершенствование морской и береговой инфраструктуры Новороссийска. В рамках этой ФЦП уже построено несколько новых причалов, укреплена береговая линия, расчищен фарватер, создаются военные городки и другие объекты флотской инфраструктуры.
Ресурсов, понятное дело, на все не хватает. Тем более сейчас, в условиях вынужденного сокращения бюджетных расходов. И в главном штабе ВМФ, и в штабе Черноморского флота сознают, что "распылять средства на масштабное укрепление сразу двух пунктов базирования Черноморского флота в текущей экономической ситуации нецелесообразно". Заявив такую позицию коллегам из Интерфакса, представитель Черноморского флота счел нужным уточнить: "То, что было ранее заложено и уже строится сейчас для Новороссийской базы - непременно будет достроено в полном объеме".
…Куда в итоге придет "Старый Оскол" - в Севастополь или Новороссийск - узнаем через год. Командир корабля капитан II ранга Андрей Кириченко, с которым мы познакомились за день до поднятия флага, на этот вопрос ответит по-военному четко: "Служить будем там, где прикажут. А пока наш курс - в Полярный".
Досье "РГ"
Дизель-электрическая подводная лодка Б-262, получившая в момент закладки (17 августа 2012 года) наименование "Старый Оскол", была построена на "Адмиралтейских верфях" за два года - уже 28 августа 2014-го была спущена на воду. Корабли этого типа относятся к третьему поколению и являются развитием ДЭПЛ проектов 636 "Варшавянка", которые еще по времена СССР (и после) строились на оборонных верфях Ленинграда и Северодвинска - для своего ВМФ и на экспорт. Скорость подводного хода составляет 20 узлов, предельная глубина погружения - 300 метров, автономность плавания - 45 суток, экипаж - 52 человека, подводное водоизмещение - около 4 тысяч тонн.
Главное отличие усовершенствованного проекта 636.3 - оснащение подлодок комплексом ударного ракетного вооружения "Калибр", а также обновленным радиоэлектронным оборудованием. По сведениям из открытых источников, на "Старом Осколе" и на двух первых ДЭПЛ для Черноморского флота установлены автоматизированная информационно-управляющая система "Лама", система управления подводной лодкой "Палладий" и система управления маневрированием "Пирит". Все три разработаны в концерне НПО "Аврора" (Санкт-Петербург).