Но ответ на вопрос, произойдет ли это историческое событие или все сорвется в последний момент, все больше напоминает гадание на кофейной гуще. По обрывкам фраз, улыбкам или, напротив, раздраженным взглядам министров, утечкам от неизвестных источников в иностранных делегациях мировым СМИ приходится делать выводы о том, как проходят переговоры. Этот барометр, прямо скажем, далек от совершенства, и разобраться, какая погода в реальности царит за закрытыми дверями тесных переговорных старинного венского отеля "Кобург", непросто.
Вот уже два дня австрийцы, выступающие организаторами переговоров по иранской ядерной программе (Австрия, по данным "РГ", несет все расходы по проведению дискуссионного марафона), готовят для подписания соглашения "шестерки" с Ираном ротонду в здании представительства ООН в Вене. Туда даже привозили на пробную телесъемку журналистов, чтобы определиться, где будут стоять камеры, которым предстоит запечатлеть историческое событие. Однако дальше этих тренировок дело не сдвинулось: напротив, весь понедельник "переговорщики" делали угрожающие заявления о нежелании подписывать документ, пока в нем не будут сняты все вопросы. Тем не менее, на состоявшемся в понедельник пленарном заседании министров иностранных дел "шестерки" и Ирана перед его участниками лежал отпечатанный проект будущего соглашения - "Всеобъемлющего плана действий". Договор насчитывает около 80 страниц и содержит пять приложений. Ожидается, что только 20 его страниц будут доступны широкой публике.
Но вскоре выяснилось, что несмотря на установившуюся в Вене тридцатиградусную жару, погода на переговорах выглядит далеко не безоблачной. Министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф через Twitter предъявил ультиматум коллегам. По его мнению, участники "шестерки" находятся "перед историческим выбором - соглашение или принуждение". А с принуждением, и это читалось между строк, Тегеран не согласится. Следом последовала еще одна неутешительная для освещающих венскую встречу журналистов новость: Иран, как сообщило агентство Reuters, настаивает на снятии санкций Совбеза ООН в отношении своих ракетных технологий в рамках общей сделки по ядерной программе. "Шестерка" выступает против, и этот вопрос может оказаться роковым для всего договора. Впрочем, не исключено, что в данном случае речь идет о тактическом ходе - предъявив дополнительные требования, иранские переговорщики рассчитывают, что коллеги пойдут на попятную и примут другие предъявленные Тегераном условия.
Эта дипломатическая игра, которая разгорелась в Вене в последний день, отведенный на подготовку всеобъемлющего соглашения, может завести ее участников в тупик. К тому же осталось неясным, согласятся ли западные члены "шестерки" с настойчивым требованием России о снятии с Ирана оружейного эмбарго.
По состоянию на понедельник, количество нерешенных вопросов, связанных с подписанием нового договора по ядерной программе Ирана, заметно прибавилось. Тогда как об успехах "переговорщиков" информация поступает довольно скудная: по данным РИА Новости, "шестерка" и Тегеран одобрили концепцию параллельного процесса снятия санкций и шагов Тегерана по ядерной программе.