Масштабы представительности - от камерных домов культуры до роскошно отреставрированного Абхазского государственного драматического театра - настоящей архитектурной гордости республики. Фильмы, мастер-классы, творческие встречи, концертные выступления, детские программы - все это было помножено на легендарное национальное гостеприимство, а виражи фестивальной политики оказывались здесь непреодолимы без высокой культуры абхазских застолий: вот где начинался высший пилотаж национальной драматургии и режиссуры, и раскрывались истинные характеры.
В республике, чья культура, так сложилось исторически, для новейших поколений оказалась неразрывно связана с военной тематикой, акценты российской программы вопросов не вызывали. Когда фестивальной делегации в полном составе посчастливилось попасть на спектакль художественного руководителя Абхазского государственного драматического театра им. С. Чанба Валерия Кове "Открытие театра", можно было услышать, как звучит Шекспир из уст людей, державших оружие и готовых не в театре жизнь отдать за независимость своей родины. И сравнить в памяти российские аналоги. И надо было доехать до Абхазии, чтобы понять, почему в России любимы меланхоличные ритмы Чехова, а темперамент южных горячих народов сочетается в первую очередь с античными и шекспировскими трагедиями. Что называется, почувствуйте разницу и учтите при распределении ролей и правильном выборе репертуара.
"Какая великолепная актерская труппа! - делилась впечатлениями заслуженная артистка России Людмила Мальцева. - Нам сказали, что больше 80 процентов актеров театра воевали. А когда мужчина-воин, ощущается, что он действительно настоящий мужчина. Мы в Абхазии во второй раз. И главное чувство сейчас - восторг от необыкновенной красоты. Когда ты видишь наяву эту дивную природу, эти раскрытые сердца, полные гостеприимства и радушия, сам начинаешь меняться. Мы ведь от этого уже как-то отвыкли - от открытости, от желания общаться, принимать гостей. Все это, к сожалению, оказалось в Москве утрачено. А здесь встречаем в такой превосходной степени! Я уже молчу о дивном Абхазском государственном драмтеатре - такой красоты здание, и такой красоты люди в нем работают! Мы объездили немало по всей стране и ближнему и дальнему зарубежью, и повидали много международных фестивалей. Труппа абхазского театра - высочайшего европейского, в хорошем смысле слова, профессионального уровня. Как они умеют захватывать зал! Как заставляют зрителей дышать с ними в такт!"
Абхазская театральная страница изысканно дополнила хронику российского кинофорума. Собственно, проходит он в Республике Абхазия, можно сказать, пролонгировано - с октября 2014 года Госфильмофонд регулярно организует в Абхазии некоммерческие вечера по популяризации коллекции Госфильмофонда и российского кинематографа. И ретроспективные программы классики отечественного кинематографа сочетаются с премьерными показами.
Предшествующих тому событий было несколько. Генеральный директор Госфильмофонда России Николай Бородачев подписал ряд соглашений о сотрудничестве с Союзом кинематографистов Абхазии, а в конце прошлого года подобное соглашение было заключено между министерством культуры Республики Абхазия, с одной стороны, и Союзом кинематографистов РФ и Госфильмофондом России - с другой. Их смысл - участие российской стороны в становлении абхазского национального кинематографа и помощь абхазским кинематографистам по восстановлению абхазской киностудии. Так что это не просто дружеские, а оформленные в ряд межгосударственных и межведомственных договоров отношения.
О них - в лицах.
Эльвира Арсалия, министр культуры и охраны историко-культурного наследия Республики Абхазия:
- Мне очень жаль, что после войны (1992 - 1993 годов. - Прим. ред.) мы потеряли огромное количество кинотеатров. Мы хотим возродить кино, мы хотим его показывать, мы очень заинтересованы в том, чтобы в Абхазии при поддержке государства создать кинематографическую базу. Но, к сожалению, сегодня в республике нет ни одного действующего кинотеатра: они перепрофилированы, в России тоже был такой момент, когда кинотеатры мало посещали, их теряли... И то, что сегодня Госфильмофонд представляет программу, а я ее рассматриваю как просветительскую, дает возможность людям увидеть некоммерческое кино, военное, историческое, посмотреть и хронику старых фильмов, и то, что делается сегодня. Это как раз таки восполняет нашу нишу. Потому что кассовое кино сегодня практически выдавливает любое другое кино, которое становится не массовым. Поэтому я надеюсь, что в рамках деятельности Госфильмофонда у наших зрителей будет возможность познакомиться и с другими фильмами. И мы с удовольствием и благодарностью поддерживаем эти проекты.
Кесоу Хагба, актер, председатель союза кинематографистов Абхазии:
- Я не буду рассказывать, какое воздействие имеет на человеческую психику и душу кино, как руководители к нему относились. У нас есть и гурманы, и любители кино, которые прекрасно понимают его роль. Для нашего молодого государства национальное киновозрождение, то, что мы встали на ноги, очень многое значит, как и наша дружба, официальное и неофициальное сотрудничество. Лично я в моем возрасте убедился, что человеческие взаимоотношения разрушают все преграды. А добрые отношения с Госфильмофондом, с Союзом кинематографистов, с министерством культуры России и нашим министерством культуры дадут плоды для развития и восстановления абхазского кино.