Новости

06.07.2015 00:40
Рубрика: Экономика

Тариф невыгодный

Петербургские перевозчики просят запретить онлайн-сервисы для вызова такси
Извозчики Санкт-Петербурга начали борьбу с позволяющими заказывать такси интернет-приложениями. Они уже обратились в Смольный и утверждают: новые технологии грозят им разорением, ведь минимальная цена поездки по Петербургу снизилась до 50 рублей.

Сейчас в Северной столице работает три крупных интернет-сервиса, позволяющих вызвать такси - "Яндекс.Такси", Uber, Gettaxi. С 1 июня все три оператора снизили цены, теперь цена поездки начинается с 49-50 рублей. По факту, естественно, получается дороже: в итоговую сумму закладывается время ожидания машины и длительность самой поездки. Но если раньше за расстояние в два километра пассажир платил 150-200 рублей, то теперь - 78-100.

При этом собственного автопарка онлайн-сервисы не имеют, компании договариваются с уже действующими на рынке перевозчиками. Пассажиру остается сделать заявку на сайте, и заказ автоматически отправится тому водителю, который находится ближе всего к месту, где находится клиент. Соответственно, сокращается число пройденных "вхолостую" километров, к горожанам таксист приезжает быстро, а денег за поездку берет мало.

Но если пассажиры довольны, то таксисты полагают, что система может напрочь загубить легальную систему перевозок. Александр Холодов, директор некоммерческого партнерства, которое объединяет четыре крупных городских перевозчика, обратился к губернатору региона Георгию Полтавченко с просьбой запретить онлайн-сервисы. Аргументов несколько. Холодов утверждает, что при взаимодействии с мобильными приложениями таксисты платят меньше налогов, что IT-сервисы пытаются монополизировать рынок, и такие виды перевозок не обеспечивают безопасность пассажиров. Но главный аргумент, конечно, цена: по мнению Холодова, она чрезмерно низка, и чтобы не потерять клиентов, перевозчики фактически работают себе в убыток.

Стоит отметить, что московские таксисты тоже предпринимали попытку бороться с мобильными приложениями и в феврале даже объявляли трехдневную забастовку. Акция планировалась как общероссийская, но по факту к ней присоединились только столичные водители. В ходе забастовки таксисты не принимали заказы от онлайн-сервисов и забирали только тех пассажиров, которые звонили в диспетчерскую или голосовали на улице. Правда, протестовали таксисты по целому комплексу наболевших вопросов, в том числе платным парковкам и нехватке стоянок. Запретить мобильные приложения они не просили, а требовали лишь снижения процента комиссии. В акции принимали участие четыре тысячи таксистов, в условиях забастовки работала 21 компания. Но, по существу, Москва ее практически не заметила. Такси по городу ездили в обычном режиме, самые крупные игроки рынка протестующих не поддержали. Через три для забастовка тихо закончилась.

Петербургские таксисты же выходить на улицы пока не собираются. С их заявлением в Смольном ознакомились. Однако, как отметил пресс-секретарь губернатора Андрей Кибитов, поставленные таксистами вопросы имеют федеральную компетенцию. Он предложил перевозчикам обратиться к депутатам.

Разработчики приложений в курсе того, что таксисты недовольны. Как сообщила "РГ" менеджер по работе со СМИ "Яндекса" Элина Ставиская, с большей частью изложенных в обращении перевозчиков суждений в компании не согласны. В частности, по данным Ставиской, сервис компенсирует водителям часть стоимости заказов за короткие поездки. Кроме того, после понижения цен число заказов в Северной столице увеличилось почти в два раза.

Не готовы поддержать петербургских коллег и в Национальном совете такси.

- Онлайн-сервисы по заказу такси - это объективная реальность. С каждым днем ими пользуется все больше людей. Все просто - им так удобно. В то же время если у питерских коллег есть серьезные подозрения в том, что сервисы работают не по правилам, они могут обратиться в профильные органы, в УФАС, налоговую службу, - считает исполнительный директор Национального совета такси Наталия Лозинская. - В том, что стоимость поездки понижена, ничего плохого я не вижу. У нас нет рабства, никто не заставляет возить пассажиров за 49 рублей, устанавливайте свои расценки. Пытаться остановить развитие технологий неправильно, нужно учиться жить по новым правилам и создавать что-то новое самим.

У соседей

В Калининграде работают как международные, так и региональные онлайн-сервисы, но пока каждая таксомоторная компания сохраняет свои цены. Минимальная поездка по городу начинается от 100 рублей, средняя стоимость заказа - 150 рублей. В Пскове и Вологде большинство компаний и индивидуальных предпринимателей возят горожан за фиксированную плату в размере 100 рублей. В Петрозаводске ряд операторов доставляет до адреса за 80 рублей. Такие же цены и в Архангельске. В Мурманске существует собственное приложение для онлайн-заказа. Минимальная цена поездки на расстояние до трех километров через сервис составляет 120 рублей.

А как у них

Если спросить парижского таксиста, что он думает по поводу американской компании "Uber", несколько лет тому назад пустившей корни во Франции, то его реакция однозначна: поток ругательств и обвинений в нечестной конкуренции.

Дело в том, что "Uber", которая представляет услуги по извозу через Интернет, серьезно нарушила монополию столичных таксистов. Особое негодование парижских "водил" вызывает мобильное приложение "UberPOP", с помощью которого владельцы частных автомобилей, зарегистрировавшись в компании, получают заказы на свои смартфоны, тем самым перехватывая клиентов у таксистов. При этом "леваки", а по сути дела речь идет именно о них, не платят ни налогов, ни отчислений в социальные фонды, а также не проходят 250 часов обязательного профессионального стажа. Понятно, что такие поездки обходятся пассажирам в полтора, а то и более раз дешевле. Что касается "Uber", то за оказанную услугу компания получает от "леваков" комиссию в размере 20 процентов от каждого вызова.

Неоднократно таксисты проводили протестные акции, а в конце июня, как в Париже, так и в ряде других крупных городов страны заблокировали ключевые транспортные магистрали, аэропорты. При этом разгромили около 70 автомобилей, работающих на "Uber", избивали их водителей, а также вступали в стычки с полицейскими.

Не на шутку встревоженные власти, осудив беспорядки, встали на сторону таксистов, задействовав закон, принятый в октябре прошлого года. Согласно ему лица, не зарегистрированные официально в качестве таксистов или "водителей туристических автомобилей" (одно из главных направлений деятельности "Uber"), предлагать платные транспортные услуги не могут. Нарушители закона могут быть приговорены к году тюремного заключения и денежному штрафу в 15 тысяч евро. Поддавшись прессингу, руководители компании в конце прошлой недели решили приостановить работу сервиса "UberPOP" на территории Франции. Однако сдаваться не собираются: они направили соответствующие иски как в Конституционный совет, так и в европейские инстанции. Кстати, электронные приложения типа "UberPOP", как сообщил автор закона Тома Тувену, были ранее запрещены в Италии, Испании, Дании, Бельгии.

Экономика Транспорт Общественный транспорт Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Санкт-Петербург Правила работы такси