07.07.2015 00:45
    Поделиться

    Эксперт рассказал, как получить лицензию на управление домом

    Управляющие компании еще могут получить лицензии
    Более двух месяцев прошло с момента законодательного запрета осуществлять профессиональное управление многоквартирными домами без лицензии. Однако внесение соответствующих поправок в Жилищный кодекс проходило спешно, они были далеки от совершенства, а практика правоприменения пока не наработана.

    Согласно новому законодательству, заявление на получение лицензии действующие управляющие компании (УК) должны были подать до 1 апреля 2015 года. Тем не менее на практике многие УК и сегодня находятся в процессе получения лицензии, нарушая установленные сроки. Несогласованность текста поправок порождает множество спорных ситуаций и разночтений. В частности, из закона до сих пор непонятно, какие документы необходимо предоставлять соискателям лицензий, что делать компаниям, не успевшим подать заявление о лицензировании до 1 апреля, и могут ли они получить лицензию сейчас.

    Особого внимания заслуживает подача заявления на получение лицензии компаниями, которые должны были, но не успели сделать это до 1 апреля 2015 года. В связи с не очень удачными формулировками закона о введении поправок в действие возникали вопросы, связанные с нарушением обязанности УК начать процесс лицензирования до 1 апреля: если УК не успела подать соответствующее заявление в срок, лишается ли она права на получение лицензии в принципе? Если нет, то как быть в ситуации, когда УК подала заявление после 1 апреля, но до момента принятия решения о ее замене новой УК? Ответов на эти вопросы закон не дает.

    В отношении лицензирования действующих УК после 1 апреля п. 4 ст. 7 закона устанавливает следующее правило: в случае неподачи работающей УК заявления на получение лицензии до 1 апреля собственники помещений в управляемом многоквартирном доме (МКД) должны провести общее собрание, на котором будет выбран новый управляющий. Если же собрание не состоится, проводится конкурс на право управления МКД среди получивших лицензию УК. Закон предусматривает для нарушителей сроков риск выхода МКД из управления. В случае сохранения домов в управлении после 1 мая - штраф в размере до 250 тыс. руб. по ст. 14.1.3 КоАП. При этом ни в одном нормативном акте прямо не указывается, что после 1 апреля 2015 года УК не имеет права лицензироваться, и можно с уверенностью утверждать, что отказ от приема заявления после 1 апреля является нарушением прав соискателя и должен обжаловаться.

    Если УК не подала заявление на лицензию до 1 апреля, ее должен был заменить надлежащий управляющий. Но реальность далека от идеала, смена УК - это длительный процесс, который может занять не один месяц, и вероятность того, что УК успеет подать документы на соискание лицензии и получить ее до момента замены другим управляющим, ненулевая даже сегодня. Минстрой осознал существующую проблему и предложил решение в письме от 24 апреля 2015 года N 12258-АЧ/04. Если заявление УК на лицензию подано после 1 апреля, но до принятия собственниками решения о новом управляющем, собрание проводится в любом случае, но собственники имеют право сохранить договор с действующей УК. Такое решение противоречит букве закона, но в целом представляется справедливым. В случае подачи заявления после признания собрания несостоявшимся и объявления соответствующего конкурса УК имеет право участвовать в конкурсе на общих основаниях при условии получения к тому времени лицензии. Это также представляется правильным решением. Однако, к сожалению, письма госорганов не носят обязательного характера, так что пока мы можем говорить только о формировании тенденции (бесспорно, положительной). Будем ждать соответствующих поправок в закон или правоприменительной практики, которая снимет существующие противоречия.

    Если УК отказали в выдаче лицензии, согласно Жилищному кодексу, решение об отказе может быть оспорено в суде или путем направления соответствующей жалобы в минстрой. Заявления об обжаловании отказа в выдаче лицензии согласно ст. 29 и ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассматриваются арбитражными судами. Однако в регионах отмечаются прецеденты, когда арбитражные суды отказываются принимать заявления, ссылаясь на подведомственность дел такого характера судам общей юрисдикции, что представляется незаконным.

    По общему правилу суд первой инстанции выносит решение в течение трех месяцев с момента подачи заявления. При обжаловании решения в минстрое проводится ведомственная проверка, длящаяся не более 30 рабочих дней (но не стоит рассчитывать, что ее начнут на следующий же день после получения жалобы). Еще 10 рабочих дней дается на направление подробного решения виновному органу и заявителю. Таким образом, быстрее, дешевле и удобнее начинать обжалование с минстроя, а в суд идти в случае неудачи на этом этапе. Жалоба в минстрой удобна и тем, что в отличие от судебного оспаривания помимо самой отмены незаконного решения виновные должностные лица могут быть привлечены к ответственности: дисциплинарной, административной (ст. 19.6.2 КоАП) и даже уголовной - в случае использования ими своего служебного положения (ст. 169 УК РФ) или наличия коррупционной составляющей в нарушении (например, ст. 290 УК РФ). Если же УК желает взыскать возникшие убытки с лицензирующего органа, это возможно исключительно через суд. Но и в таком случае совсем необязательно обжаловать само незаконное действие через суд - иск о возмещении убытков можно подавать постфактум, основываясь на вынесенном минстроем решении.

    В любом случае отмену решения лицензирующего органа об отказе в лицензировании нельзя приравнивать к получению лицензии. Это всего лишь основание для нового рассмотрения лицензионного дела, конечно, без повторной подачи заявления соискателем и без новой уплаты пошлины в 30 тыс. руб.

    Поделиться