Почему отечественные сельхозпроизводители терпят огромные издержки

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о единых ветеринарно-санитарных требованиях в России, которые позволят контролировать животноводство и производство сельхозпродукции.

Закон наделяет Министерство сельского хозяйства России полномочиями по разработке и утверждению ветеринарных правил, устанавливающих единые ветеринарно-санитарные требования и процедуры, обязательные для исполнения всеми участниками рынка. Кроме того, закон предусматривает выдачу в электронной форме всех ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные товары. Причем выдача таких документов будет производиться бесплатно. Законом также обеспечена ветеринарная безопасность водных биологических ресурсов и изготовленной из них продукции. Предусмотрена возможность оформления капитанами рыболовецких судов ветеринарных сопроводительных документов на уловы. О том, как это важно для сельхозпроизводителей в сложившихся условиях, "РГБ" рассказал вице-президент "ОПОРЫ России" Владислав Корочкин.

На каждом этапе производства, перемещения и реализации отечественной продукции у предпринимателей возникают издержки, которых нет у наших зарубежных коллег. Откуда они берутся?

Владислав Корочкин: Большинство из них можно достаточно быстро и без бюджетных затрат сократить. Первый источник - обширное и противоречивое законодательство, постоянно стремящееся устанавливать всевозможные требования к деятельности и продукции предприятий в самых различных сферах. Мы уже много раз повторяли - пока эффективность работы чиновника будет оцениваться по тому, сколько "нарушителей" он выявил, чиновник будет кровно заинтересован в увеличении количества нарушений, а вовсе не в его сокращении. А самый простой способ приумножить число нарушителей - это постоянно увеличивать количество правил, которые они могут "нарушить".

Второй источник - необходимость оплаты сельхозпроизводителями действительно необходимых услуг, но по монопольно высоким ценам, поскольку выполнение этих услуг, как правило, передано по тем или иным схемам исключительно структурам, прямо или косвенно аффилированным с контрольно-надзорными ведомствами. Однако для регулярного изъятия у предприятий столь значительной доли выручки (достигающей в цене конечной продукции 5-15%) необходимы еще по крайней мере два "начальных условия". За последние десять лет, с тех самых пор, как в составе правительства появились федеральные службы, количество разновидностей безопасности умножилось десятикратно. Техническая и продовольственная, биологическая и экологическая, санитарно-эпидемиологическая, ветеринарная и фитосанитарная. Сложность в том, что значительная часть таких опасностей действительно существует, просто степень угрозы несоизмеримо мала в сравнении с теми обширными и дорогостоящими мерами, которые принимаются к ее даже не устранению - какая-то опасность всегда сохранится - а к "ограничению", к некоторому снижению.

Сегодня в России в розничной цене рыбы и морепродуктов логистические затраты составляют 37%. Тогда как в Китае, в Канаде, в Австралии в два раза меньше! Значит, на нашем рынке иностранная рыба всегда переиграет отечественную в борьбе, которую просто нельзя уже называть конкурентной. Поэтому во всех ресторанах мы и едим сибасов и дорадо. И в Москве, и даже на берегу Волги или Енисея, как это ни обидно.

Жалобы предпринимателей свидетельствуют - в этой сфере налицо системная проблема "постоянной задержки".

Владислав Корочкин: Выловленная российская рыбопродукция в отличие от импортируемой подвергается сплошному ветеринарному контролю. Оформление ветеринарных документов на рыбопродукцию занимает от 5 до 15 суток. За это время продукция портится (поэтому так мало свежих, не замороженных отечественных морепродуктов), суда и их экипажи простаивают (а это очень недешево!). В течение одного календарного года на Дальнем Востоке было представлено для проведения ветеринарной сертификации 11 247 партий морепродуктов. Одновременно по поводу этих 11 тысяч партий было составлено 15 463 протокола об административном правонарушении, ставших основанием для временного ее задержания. Причем существует любопытная закономерность - чем дороже партия, тем выше вероятность того, что она будет задержана. Минтая пропустят, а в красной икре обязательно что-нибудь найдут. Даже не найдут, а "постараются поискать". Под любым предлогом! В результате расходы рыбной отрасли на прохождение ветеринарных процедур только по Дальнему Востоку 3,6 млрд руб. в год.

И что любопытно: почти все такие жалобы поступали с Дальнего Востока. Рыбаки других регионов, точно так же ловящие рыбу, не сталкиваются столь массово с проблемами дополнительного простоя судов и задержек партий рыбы "для исследований". А это однозначно показывает, что на Дальнем Востоке подобные проблемы носят ярко выраженный искусственный характер.

Документально подтвержденные затраты только одной розничной сети на "изготовление" ветеринарно-сопроводительных документов составляют 600 млн рублей в год. И оцениваются по группе мясной продукции примерно в 5% от ее конечной розничной цены. В собственных цехах до 30% прибыли самого предприятия.

Издержки с оформлением ветеринарно-сопроводительной документации возникают на всех этапах производства и распределения. Буквально каждая сосиска, каждая небольшая партия тушенки в соответствии с действующими требованиями должна сопровождаться бумажкой, выписанной инспектором. И все это готовая продукция, часто переработанная до такой степени, что само понятие "ветеринария" к ней уже применяться не должно. А ведь существуют еще издержки на предыдущих этапах производственного цикла.

По оценкам, которые дала ассоциация "Союзмолоко", для выполнения требований приказа минсельхоза N 281, который в принципе должен был эту проблему решить, только для обеспечения работы одной (правда, крупной) компании требуется дополнительно почти 7,5 тысячи ветеринарных инспекторов. Должно выписываться ежегодно 6,3 млн штук ветеринарных документов с общими затратами до 4,5 млрд рублей в год. Конечно, эти цифры могут быть несколько преувеличены, но они впечатляют. А затраты на избыточное регулирование в розничной цене пакета молока уже сегодня составляют минимум 5,5%. Приказ должен был вступить в силу с 1 марта 2015 года. Благодаря в том числе героическим усилиям предпринимательского сообщества минсельхоз буквально "на флажке", 26 февраля, отложил его до сентября.

Как обстоят дела с быстропортящейся плодоовощной продукцией?

Владислав Корочкин: Еще хуже. Тут кроме стоимости самого процесса оформления документов включается фактор физических потерь. Чем дольше товар маринуется на складе, тем хуже его качество и товарный вид, тем больше при его переборке и упаковке уходит в мусорный бак и, кстати, тем выше расходы на ручной труд по этой переборке. А если инспектор заболел и не работает несколько дней, ситуация ухудшается. Поэтому потери доходят до 30% от стоимости продукции. И все эти потери войдут в цену того товара, которому вопреки всему удастся добраться до прилавка. И это только кажется, что деньги тратит предприятие. Деньги на все это тратит потребитель, которого параллельно окончательно лишают экологически чистого продукта - не обработанные фрукты и овощи 15 дней ждать справки-сопроводиловки на распределительном центре точно не могут.

Что же делать?

Владислав Корочкин: Становится неотложным реформирование системы управления экономикой, и прежде всего в контуре контрольной и надзорной деятельности государства, которое, действуя, возможно, из самых лучших побуждений, не просто "съедает" значительную часть ВВП, но и делает наши предприятия заведомо неконкурентоспособными. И ведь убрать эти издержки, повысить конкурентоспособность нашей продукции не так и сложно - нужно установить правила и формировать обязательные требования строго на основе системы анализа рисков и избавиться, наконец, от лишних бумажек-индульгенций при перемещении любой сельхозпродукции по территории России.

Новый министр сельского хозяйства в качестве одной из шести основных целей обозначил формирование механизмов доведения до прилавка отечественной сельскохозяйственной продукции. Главное, чтобы был сформирован такой механизм, который будет работать в интересах производителя. А не перекупщика. Или, что куда более вероятно, альянса крупных перекупщиков с контролирующими структурами.

Проблема в законодательстве?

Владислав Корочкин: Проблема в правоприменении. "Базовый механизм" недобросовестной конкуренции - как в российской экономике в целом, так и в ее сельскохозяйственном секторе - в сращивании недобросовестных предпринимателей с еще более недобросовестными бюрократами. И не столько в качестве законов, а в создании массы возможностей для их избирательного применения.

Некоторые продукты не попали на зарубежный рынок

Мы строим единое Евразийское экономическое пространство. Российские товары будут совершенно свободно пересекать российско-казахстанскую границу, российско-белорусскую. Если бы еще российские товары так же свободно пересекали, например, границы российских областей. Но нет, сейчас предлагают, например, объединить перечни карантинных вредных организмов России и Белоруссии. Однако ужесточение контроля на периметре Союзного государства, к сожалению, пока не сопровождается, как должно, его смягчением, а лучше бы полной отменой на внутренних границах. Наоборот, почему-то становится новым основанием для их дальнейшего ужесточения. То есть появятся новые "исследования", дополнительные простои на складах, новые издержки предприятий, удорожание продуктов.

Как могут помочь ключевые институты развития?

Владислав Корочкин: Выработка эффективных механизмов кредитования сельхозпроизводителей - еще один из приоритетов. Например, сейчас инвестиционная деятельность Внешэкономбанка фактически ограничена территорией РФ. Но в результате встреч с российскими экспортерами выявилась их потребность в финансировании международных проектов. Однако Федеральным законом "О банке развития" основные направления и порядок финансирования подобных зарубежных проектов для ВЭБа не были установлены. Поэтому многие заявки отклонялись.

Это автоматически означает, что некоторые отечественные продукты не смогли попасть на зарубежный рынок. То есть вполне даже конкурентоспособный продукт не может пересечь границу из-за неконкурентоспособности самого отечественного предприятия. Нет достаточности капитала. Есть надежда, что предложенные несколько месяцев назад поправки в Закон "О банке развития" дадут возможность российским производителям решить часть проблем с финансированием и смогут помочь продвигать продукцию на зарубежные рынки. Напомним, что в качестве инструмента государственной поддержки российских инвестиций за рубежом за ВЭБом предполагается закрепить также возможность участия в подготовке и реализации проектов путем приобретения зарубежных активов в интересах российских компаний и российской экономики в целом.

Издержки с оформлением ветеринарно-сопроводительной документации возникают на всех этапах производства и распределения. Буквально каждая сосиска в соответствии с действующими требованиями должна сопровождаться бумажкой, выписанной иснпектором. И все это готовая продукция, часто переработанная до такой степени, что само понятие "ветеринария" к ней уже применяться не должно

Еще одним новым важным инструментом может стать увеличение гарантийных операций ВЭБ - он сможет предоставлять гарантии при экспорте продукции не только из России, но и из других стран, если доля российской составляющей при ее производстве не менее 30% стоимости. То есть ВЭБ сможет гарантировать и финансировать поставки продукции, произведенной с участием российской компании за рубежом, в том числе в странах Таможенного союза - Республики Беларусь и Казахстана. Такие действия полностью соответствуют международной практике. В частности, так работает Экспортно-импортный банк США, банк-агент правительств Франции NATIXIS, немецкий государственный банк KfW. В том числе при поставках высокотехнологичной продукции, произведенной в рамках международной кооперации. Таким образом, совокупность мер, связанных с простым уменьшением внутренних издержек и размера внутренней "административной ренты" в сочетании с мерами поддержки продвижения российского бизнеса в новые юрисдикции, по примеру многих европейских стран, смогли бы во многом решить задачу увеличения российского экспорта и реализации проектов, достижения глобальной конкурентоспособности российских обрабатывающих отраслей и агропромышленного комплекса в целом.