20idei_media20
    07.07.2015 18:10
    Рубрика:

    Как новые стандарты помогут обновить российский флот

    Реанимацией отечественного судостроения займется Росстандарт
    Затраты на производство отечественных судов снизятся благодаря обновлению устаревших национальных стандартов и упрощению системы документооборота, сопровождающего его. Это позволит сделать отрасль рентабельной и выдерживать сроки строительства и сдачи судов.

    Первый шаг на пути реорганизации уже сделан. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) в этом году приступило к разработке новых национальных стандартов судостроения. Цель программы, рассчитанной на 2016-2018 годы, - оптимизация взаимодействия предприятий и повышение конкурентоспособности отечественного судостроения. В соответствии с ней предусматриваются переработка нормативных документов фонда стандартизации и фактически полное обновление базы стандартов.

    - Ни одно судно не может быть конкурентоспособным по стоимости, если оно на 70 процентов не выполнено по требованиям национальных стандартов, - прокомментировал ситуацию заместитель директора НИИ "Лот" Крыловского государственного научного центра Александр Штода. - Недавно центр совместно с предприятиями судостроения провел анализ свода российских отраслевых стандартов. Проверка показала, что 48-49 процентов стандартов, на которые ориентируется отечественное судостроение сегодня, не соответствуют современному научно-техническому уровню. Применение устаревших требований и норм обрекает конструкторские бюро, заводы и заказчиков на выпуск заведомо дорогих судов.

    С введением государственного закона о техническом регулировании ранжированию подвергнутся нормативные документы государственного и федерального уровней. Основным среди них по-прежнему останется технический регламент. Преобразования коснутся и структуры технических комитетов стандартизации, в частности ТК N 5 "Судостроение", который работает на базе НИИ "Лот" Крыловского государственного научного центра. В его состав войдут 13 специализированных подкомитетов, которые будут представлены профильными предприятиями. Участниками совместного проекта станут "Центр технологии судостроения и судоремонта", "Пролетарский завод", "Российский речной регистр", НИИ "Лот". Комитет приобретет статус международного.

    Возможно, аналогичным образом будет отрегулирован порядок строительства судов и согласования судостроительной документации, которые в последние годы ведутся бессистемно.

    Сегодня конструкторам приходится работать по одностадийной системе, позволяющей конструировать судно по предварительным чертежам без утверждения проекта, что дает заказчику возможность вмешиваться в процесс. В результате судно строится фактически по эскизам.

    Проработка основного проекта ведется неосновательно, и он остается сырым вплоть до сдачи объекта. Конструировать судно бессистемно - дело накладное и рискованное.

    Проектировщик, который непрерывно редактирует проект в угоду заказчику, теряет время, а завод-изготовитель зачастую рискует сделать комплектующую, не удовлетворяющую запросам заказчика. В итоге в минусе остаются все, а стоимость судна растет.

    - Судостроение - сложный процесс, который требует одновременно регламентации и компромисса. Заказчика понять можно, поскольку он хочет лучшего для себя. Но иногда неясно, кто и чем руководствуется: то ли судно строится по проекту, то ли проект выполняется в зависимости от пожеланий заказчика, - прокомментировал ситуацию генеральный директор ОАО "КБ "Вымпел" Вячеслав Шаталов. - Причина беспорядка - в одностадийной системе. Поэтому в последнее время мы склоняемся к выводу, что судостроению следует вернуться к двухстадийной форме, по которой мы работали раньше. Тогда проектирование эскизов и создание проекта разбивались на этапы. Строительство судна начиналось с одобрения эскизов и окончательного проекта контролирующими органами.

    В последние годы судостроительные компании буквально утонули в документации. Это произошло потому, что контролирующие структуры начали требовать сертификаты качества абсолютно на каждую комплектующую.

    - Пакет документов на основные узлы и комплектующие, которые требует Регистр, сопоставим с пакетом европейских классификационных обществ "Ллойд" и "Веритас". Однако отечественное судостроение стало неоспоримым лидером по количеству сертификатов на комплектующие по остальным позициям, что затрудняет нашу работу, - заметил Вячеслав Шаталов.

    Участники судостроения надеются, что их проблемы не останутся без внимания.

    Поделиться: