07.07.2015 00:40
    Поделиться

    Рейтинговая деятельность в России получила нормативное регулирование

    Госдума приняла закон о регулировании деятельности рейтинговых агентств в России. Он определяет порядок аккредитации агентств, единые правила их деятельности, размер капитала (минимальный уровень - 50 млн руб.). Также документ вводит понятия "национальная рейтинговая шкала", "кредитный рейтинг", "рейтинговый аналитик" и другие.

    За аккредитацию рейтинговых агентств будет отвечать ЦБ, в его полномочия также входит ведение реестра агентств, проведение проверок, направление предписаний и применение иных мер воздействия. Агентства, не включенные в реестр, не смогут работать в России и заниматься какой-либо другой деятельностью. Международные рейтинговые агентства смогут работать в России только через дочерние юрлица. Российским агентствам на приведение своей деятельности в соответствие с законом дается полтора года с момента вступления документа в силу, зарубежным агентствам, зарегистрировавшим "дочки" в России, два года.

    "Мы оцениваем принятый законопроект очень позитивно, потому что в итоговой редакции все предложения рынка были учтены, - отметил управляющий директор RAEX Павел Самиев. - В том числе уточнены процедуры и формулировки - что такое рейтинговая деятельность, требования к аналитикам, права и обязанности. В первоначальной версии все было очень размыто, что для такой чувствительной деятельности, как рейтинговая, конечно, недопустимо. Мы давали пояснения по поводу терминов и определений, в целом к понятийному аппарату, чтобы он соответствовал мировой практике, в частности, европейского регулятора ESMA. В итоге принятый текст законопроекта был отшлифован в части формулировок и не противоречит ни Гражданскому кодексу, ни международным стандартам деятельности". Четкость формулировок гарантирует минимизацию конфликта интересов и облегчает контроль ЦБ за сегментом, добавил Самиев.

    Очень важным для отрасли принятие закона назвал генеральный директор Национального рейтингового агентства (НРА) Виктор Четвериков. "Отрасль получила четкие критерии для деятельности агентств и построения качественной и прозрачной модели бизнеса, - сказал он. - Закон и последующие нормативные акты позволят агентствам осуществлять деятельность в соответствии с четкими критериями, которые во многом повторяют международные подходы к регулированию. Особенно следует отметить равное отношение в требованиях к глобальным и локальным агентствам. Мы надеемся, что закон даст новый толчок развитию отрасли".

    Директор по методологии рейтингового агентства "Рус-Рейтинг" Елена Николаенко отметила, что принятие такого закона - это прецедент и событие для российского финансового рынка: рейтинговые агентства в России (в новейшей истории) работают уже довольно давно, и уже несколько лет рейтинги принимаются в регуляторных целях, но полноценного регулирования рынка до сих пор не было. Несомненный плюс закона, по ее словам, в том, что он устанавливает единые стандарты работы рейтинговых агентств и раскрытия информации о их деятельности, что, в свою очередь, повышает прозрачность рейтингового рынка для потребителей рейтингов. Также в числе плюсов закона эксперт отметила то, что его принятие не приведет к существенным шокам и потрясениям для основных игроков, что в текущих непростых условиях очень правильно. "Закон принят в компромиссном варианте для американских агентств, сохранив им возможность работать в России по международной шкале фактически на прежних условиях, но в то же время предоставив регулятору все необходимые полномочия по надзору в отношении тех рейтингов, которые принимаются внутри страны для регуляторных целей", - добавила Николаенко.

    Отрасль получила четкие критерии для деятельности агентств и построения качественной и прозрачной модели бизнеса. Закон позволяет агентствам работать в соответствии с четкими критериями, которые во многом повторяют международные подходы к регулированию

    По ее мнению, недостатки принятого документа сейчас сложно объективно оценить, так как эффективность, а также в том числе минусы закона, проявят себя через какое-то время после начала работы рынка по новым стандартам. "Можно предположить, что могут быть определенные неприятные сюрпризы для рейтинговых агентств из тех достаточно широких полномочий, которые закон предоставляет регулятору, - отметила эксперт. - В то же время рынок долгое время существовал достаточно стихийно, при абсолютном доминировании американских агентств, с одной стороны, и борьбы за выживание национальных агентств - с другой, так что определенная жесткость в отношении основных участников может быть даже полезна".

    Главный плюс закона, по мнению участников рынка, в том, что он наконец-то упорядочивает взаимоотношения регулятора и рейтинговых агентств, устанавливает в целом понятные и прозрачные правила работы на рынке как для агентств уже давно существующих, так и для новых игроков.

    Поделиться