На российские экраны выйдет фильм ужасов "Убрать из друзей"

"Убрать из друзей" - самый успешный продюсерский проект Тимура Бекмамбетова за всю историю существования его компании "Базелевс". Картина, стоившая 1 миллион долларов, собрала в американском прокате 32 миллиона долларов. На других территориях этот англоязычный проект также идет небезуспешно - на данный момент в копилке фильма 14 миллионов долларов от неамериканского проката.

"Убрать из друзей" - англоязычный хоррор, все действие которого происходит на экране компьютера. В видеочат, в котором общаются пятеро подростков, добавляется неизвестный пользователь. Он обвиняет школьников, что те довели до самоубийства их одноклассницу Лору, с момента смерти которой минул ровно год. Якобы подростки выложили в Facebook скандальное видео с Лорой, после чего та решила, что одновременно видео и она не могут существовать на белом свете.

Весь фильм - череда таинственных смертей участников видеочата, которые попали под горячую руку мстительного призрака. Ходульный сюжет, неубедительные персонажи и удивительное превращение картины в тяжеловесное моралите в финале не помешают ей стать на какое-то время законодателем мод в жанре хоррора, переживающего не лучшие времена и постоянно ищущего новую форму. Благодаря находчивости команды "Убрать из друзей" эта форма найдена - это пристальный взгляд на монитор личных гаджетов, который расширяется до размеров кинотеатрального экрана. В конечном счете, "Убрать из друзей" - это не столько кино, сколько увлекательный эксперимент, докладывающий о широких возможностях современных технологий.

О том, что эти возможности могут как восхищать, так и пугать "Российской газете" рассказал режиссер "Убрать из друзей" Лео Габриадзе.

Ваш дебютный фильм "Выкрутасы" был комедией, сейчас вы сняли фильм ужасов - жанры во многом полярные. Как так вышло?

Лео Габриадзе: Я вообще кино люблю не столько как режиссер, сколько как зритель. То есть мне нравится приходить в кинотеатр, усаживаться в свое кресло и на полтора часа забывать вообще обо всем. Увы, не так много фильмов в наше время могут захватить меня настолько, чтобы это выражение про "забыть обо всем" перестало быть просто фигурой речи. И я все больше стал замечать, что, например, те же комедии на меня больше не действуют - я не хожу их смотреть в кино. Мне больше нравится что-то поострее, чтобы на экране решались вопросы жизни и смерти. На самом деле это еще до "Выкрутасов" случилось, но так уж получилось, что я вырос в комедийной среде, много работал в этом жанре в рекламе, он был мне близок. И вдруг спустя три года Тимур (Бекмамбетов - Ред.) дал почитать мне сценарий "Убрать из друзей". Это был шанс наконец-то воплотить в жизнь то, что мне нравится. Не в том смысле, что я спал и видел, как бы мне сделать фильм ужасов. Но этот проект позволял заявить о себе на этой остросюжетной поляне с минимальным риском, ведь хоррор - довольно малобюджетный жанр.

У фильма "Убрать из друзей" видна богатая родословная из тех картин, у которых вы в той или иной степени что-то заимствовали. Сами вы какие названия огласите?

Лео Габридзе: Заимствование в данном случае - не кража, а правила игры, это ведь жанровое кино. Я, наверное, не буду оригинальным, если скажу, что мы вдохновлялись "Ведьмой из Блэр" - жанрообразующей для found footage film ("найденные пленки", псевдодокументальный жанр фильмов ужасов - Ред.) В какой-то мере в наших мыслях было "Паранормальное явление". И есть еще один фильм, который не имеет отношения к хоррорам, но в котором режиссер впервые придумал разделить экран на четыре части и в каждую поместить отдельного персонажа со своей историей - это "Тайм-код" Майкла Фиггиса.

В конечном счете, это не столько кино, сколько увлекательный эксперимент

Но вы при всем этом сделали в модной форме крайне старомодный по своему посылу фильм - с классической моралью, которая проговаривается в лоб в финале. Это вам зачем понадобилось?

Лео Габриадзе: Я не считаю это старомодным. На самом деле мы не хотели ударяться в нравоучения, поэтому пробовали разные варианты финалов - и в США в прокате побывал фильм с другой концовкой. Однако несмотря на успех, нам казалось, что американский вариант выглядит каким-то оборванным. Что зрителю все-таки нужна какая-то резолюция, чтобы у него было чувство, что он что-то вынес из кинотеатра. Поэтому здесь вы можете увидеть отсыл и к таким моралистичным фильмам ужасов как "Я знаю, что вы сделали прошлым летом".

По ходу просмотра фильма внимательный зритель может заметить, что "Убрать из друзей" для вас превратился в увлекательное формальное упражнение, в ходе которого вам нужно показать экшен-сцены и саспенс там, где они, кажется, невозможны в принципе - в групповом чате в Интернете, где мы видим только говорящие головы.

Лео Габриадзе: Это и было нашей задачей - показать, что жизнь в Интернете по накалу ничем не отличается от привычной реальности. Снимать такое кино было, конечно, сложно - и над некоторыми из "формальных" задач, о которых вы говорите, пришлось серьезно думать. Но этим фильмом мы доказываем зрителю, что замирание мышки над кнопкой "Отправить" может быть таким же волнительным элементом, как дуло пистолета, приставленное к виску главного героя в экшн-фильме.

Этот ход с сюжетом, все действие которого проходит в пределах видеочата, вообще на ваш взгляд жизнеспособен или это история одноразового успеха?

Лео Габриадзе: Кино всегда рассказывает истории про конфликт человеческих отношений. И если уж наши отношения вдруг приняли такую форму, что со многими мы общаемся посредством монитора компьютера, находясь за сотни километров друг от друга, то кинематографисты никак не могут мимо этого пройти. Это новое пространство для исследований наших душ. Это повод, кстати, не только снять фильм ужасов, но и комедию - я знаю, что сценарии комедий, действие которых не выходит за пределы видеочата, уже существуют и готовятся к экранизации. А со временем наши гаджеты, а за ними и видеочаты будут дальше совершенствоваться, и однажды мы проснемся в мире, который описывал в своих романах Айзек Азимов.

Вас подобная перспектива скорее восхищает или пугает?

Лео Габриадзе: Я вообще начинал как специалист по компьютерной графике, поэтому уже в 1990 году у меня был компьютер, на котором я работал профессионально. Конечно, я люблю всю эту историю с научно-техническим прогрессом. Но другая сторона развития технологий меня пугает. Я зарегистрирован во многих социальных сетях, всех читаю, но сам из природной скрытности не выкладываю фотографий и не рассказываю, что поел и куда поехал отдыхать. Сама мысль о цифровом следе, который останется после нас нашим потомкам, будоражит - какое огромное количество информации, спрятанной под паролями, будет после нас. Хотим ли мы, чтобы эта информация вдруг когда-то стала доступна? Ведь несмотря на кажущуюся открытость современных пользователей соцсетей, люди как правило выкладывают в публичный доступ только солнечные стороны своей жизни. Но неизбежно есть и другие стороны со своим цифровым следом. Меня приводит в ужас мысль, что кто-то может получить доступ к таким данным. Можете назвать меня параноиком, но несмотря на все мое восхищение высокими технологиями, глазок вебкамеры на своем ноутбуке я всегда держу заклеенным.