Сергей Летов: Работа Курехина с музыкантами была парадоксальной

Лидер "Поп-механики" и участник "Аквариума" Сергей Курехин, которого друзья называли Капитаном, учился в Ленинградской консерватории, пока его не отвлекли вольные ритмы рока, джаза и мятежные гармонии авангарда. Завтра, спустя 19 лет после скоропостижной смерти культового музыканта, друзья почтят его память большим гала-концертом уже в Московской консерватории.

А накануне этой премьеры знаменитый композитор, саксофонист и флейтист Сергей Летов, тоже поигравший в "Поп-механике", постарался объяснить, почему творчество Курехина по-прежнему собирает аншлаги в престижных залах, а нынешним успешным артистам и по сей день есть чему у него поучиться….

С каждым годом интерес к творчеству Сергея Курехина только растет. Это связано с тем, что теперь импровизационной и непредсказуемо-яркой музыки в российском авангарде, роке и джазе становится все меньше?

Сергей Летов: Ситуация в 90-х - начале 2000-х была крайне неблагоприятна для творческой музыки. Выросло ориентированное исключительно на зарубежные новости поколение… Но сейчас на смену ему пришло новое - то, которое и заполняет теперь залы, в которых играем мы. И музыка Курехина снова востребована! Недавно совсем молодые люди спросили у меня, участвовал ли я в одной конкретной программе "Поп-механики", и после отрицательного ответа продемонстрировали мне видео этого представления, где я играл соло на саксофоне!

А вообще работа Курехина с музыкантами "Поп-Механики" носила столь же парадоксальный характер, как и сами программы. Никаких нот он не раздавал, иногда напевал или наигрывал на клавишах, диктовал нам несложные партии непосредственно перед выступлением. Если музыканты не могли правильно сыграть то, что хотел Капитан, он просто отбрасывал этот фрагмент и переходил к следующему. План программ у него складывался примерно за пару часов до концерта - цепочка музыкальных стилей или событий, которые должен был представлять каждый из артистов.

При этом, в распоряжении Капитана были в основном музыканты Ленинградского рок-клуба, по профессии - газовые кочегары (например, Виктор Цой - Прим. А. А.) и дворники (некоторые из "Аквариума" - Прим. А.А.) Нотной грамотой многие из них не удосужились овладеть, да и не очень к этому и стремились. Главное было - прикид (из комиссионного магазина), прическа, модные черные очки… Репетиции были только перед выступлением. Играли, как умели.

Какие жанры больше всего нравилось смешивать самому Курехину и какова была на сцене роль всех многочисленных музыкантов, которых порой собиралось на сцене больше 30 человек?

Сергей Летов: Если поначалу я позволял себе что-то "импровизировать", выходить за рамки им предполагаемого материала, то это приводило к ссоре с публичными оскорблениями. А если кто-то не понимал его дирижерских наставлений, то Капитан просто изгонял таких людей с концерта, как, например, своего давнего друга саксофониста Владимира Болучевского. Или всю группу "Кино" в полном составе, как случилось на концерте в Ленинградском Доме Композитора. Зрителям, кажется, это тоже было интересно. Тем более, что в одной из постановок "Поп-Механики" на сцене оказалось сразу 464 человека и 1 козел. Ведь помимо людей в программах "Поп-механики" принимали участие также удавы, обезьянка на велосипеде, лошади, ослы, куры, а также различный подвижной состав - грузовики, старинные автомобили эмки и даже танк - что случилось уже в Швеции…

И жанры Курехин соединял самые разнообразные: например чукотский певец Кола Бельды в национальном костюме пел "Увезу тебя я в тундру", а аккомпанировала ему группа "Кино" во главе с Цоем, в то время как на авансцене клоуны "Лицедеи" кружили хоровод вместе ослами, загримированными под оленей - им синей изолентой привязали к головам оленьи рога...

Самыми популярными в творчестве Курехина до сих пор считаются музыкальный спектакль-мистификация "Переход Суворова через Кутузова", три студийных альбома в составе "Аквариума" и сольный "Детский альбом". Есть ли еще что-то недооцененное и несправедливо неизвестное?

Сергей Летов: Для меня самым важным является его первая пластинка, выпущенная в СССР на "Мелодии" в 1989 году - "Полинезия". Вторая сторона этого винилового диска, носящая название "Полинезия. Введение в культуру", записана дуэтом со мною. Этот же альбом стал первым компакт-диском в дискографии Сергея Курехина. Да и в моей. Причем тотчас же японская компания RCA Victor купила у "Мелодии" лицензию (что и сегодня происходит с российскими артистами крайне редко - Прим. А. А.). Музыка с этого альбома теперь звучит и в одном из спектаклей Театра Луны. А солистка Большого Театра балерина Анна Коблова поставила на нее мини-балет.

При этом, записывая альбом, Курехин поставил передо мной очень сложную задачу: не подстраиваться под него, играть поперек. Это такой как бы импровизационный "Художник-варвар кистью сонной картину мастера чернит…" Хотя, конечно, трудно играть роль такого варвара в "Капелле" Глинки перед переполненным залом (улыбается).

9 июля на сцене соберется очень внушительный состав: вы, Алексей Айги, Владимир Волков, Вячеслав Гайворонский…. Удалось ли бы вам собраться таким звездным ансамблем, если бы не возможность вспомнить Сергея Курехина?

Сергей Летов: Владимир Волков, Вячеслав Гайворонский и Алексей Круглов вместе со мной принимают участие в Оркестре Московских Композиторов. Название довольно парадоксальное, так как в нем не так уж много москвичей: руководит нами из Лондона пианист и композитор Владимир Миллер, а играют музыканты из Архангельска, Вильнюса, Львова, Гамбурга и др.

Вы уже решили, что будете играть: фрагменты спектаклей "Поп-механики" или собственные композиции, развивающие творческие идеи и авангардный дух гораздого на выдумки и эксперименты Капитана?

Сергей Летов: Не стану скрывать - мне очень нравится этот наш проект. Как и другие музыканты я буду исполнять нотные партии, которые написал для всех нас композитор Алексей Айги. Буду внимательно следить за взмахами его дирижерской палочки, чтобы, следуя жестам, в определенных местах находить возможность для импровизаций. И надеюсь не только играть на саксофоне, но и декламировать в начале "Тибетского танго" (из альбома "Аквариума" - "Радио Африка") вместе с Алексеем те фантастические звуки. А попутно как бы снова вернуться в то прекрасное прошлое…