Евгений Иванович, как вы оцениваете проведенную работу?
Евгений Рыбнов: Напомню, что закон об образовании, принятый в 2013 году, одним из своих пунктов предписал вузам укреплять связи с работодателями с целью совместной деятельности по подготовке специалистов и проведению научных изысканий. Многие вузы активно включились в работу по созданию базовых кафедр, хотя такой опыт взаимодействия вузов и предприятий уже когда-то был в ряде российских учебных заведений. В СПбГАСУ также начались переговоры с работодателями, с которыми вуз сотрудничал долгие годы. Ни один технический вуз, включая СПбГАСУ, не может быть оторван от производства.
Естественно, у каждой выпускающей кафедры нашего университета всегда были и есть предприятия-партнеры, с которыми реализуется тесное взаимодействие. По этому списку добрых друзей мы и начали работать. На сегодня за год у нас было создано 14 базовых кафедр. Еще пять находятся в стадии согласования.
А какая кафедра стала первой?
Борис Лысич: Первой стала кафедра "Управление в строительстве", представителем которой я являюсь. Она была создана при поддержке Некоммерческого партнерства "Объединение строителей Санкт-Петербурга" в рамках реализации подписанного весной этого года соглашения о сотрудничестве с университетом. И хотя наши взаимоотношения начались гораздо раньше, создание кафедры можно считать достойным итогом проделанной работы.
Также хотелось бы рассказать, что 1 сентября 2014 года при поддержке правительства города мы открыли первый в стране специализированный строительный класс на базе 109-й средней общеобразовательной школы в Приморском районе Петербурга. При этом мы ставили себе задачу дать школьникам представление о строительных специальностях и повысить престиж профессии - для того чтобы выбор специальности и поступление в вуз осуществлялись выпускниками осознанно. Для учащихся строительного класса мы разработали специальную программу с учетом более глубокого изучения тех предметов, которые помогут поступить в университет. Кроме того, в рамках взаимодействия с СПбГАСУ мы включились в проект "Стань студентом на один день", и школьники получили возможность приходить в университет на занятия, чтобы иметь наиболее полное представление о процессе обучения в этом вузе и о будущей профессии.
Отмечу, что все эти мероприятия помогут создать новую студенческую среду, в которой вчерашний школьник с самого первого дня обучения в университете будет иметь точное и полное представление о своей будущей специальности.
В рамках работы базовой кафедры для студентов СПбГАСУ мы раз в неделю проводим мастер-классы, к участию в которых привлекаем специалистов из строительных компаний, членов Объединения строителей СПб. Нужно отметить, что ребята быстро оценили практическую пользу этих занятий и даже просили увеличить их количество. Помимо этого, нами были организованы экскурсии на крупные строительные площадки и предприятия отрасли.
Также мы изменили подход к организации студенческой практики и создали комиссию, оценивающую результаты практической деятельности учащихся. Ежедневно мы собираем информацию о качестве работы каждого студента на предприятии, а также о тех условиях, которые предоставляются ему компанией. Это позволяет оперативно решать все возникающие проблемы и повышает эффективность студенческой практики.
Сегодня мы стараемся сделать так, чтобы наши студенты проходили практику в крупных строительных компаниях и участвовали в научно-исследовательской деятельности, а также принимали участие в молодежных конкурсах профессионального мастерства. В ближайшем будущем мы планируем расширить перечень мероприятий, нацеленных на получение студентами практических знаний.
Макс Моисеевич, а как складывались взаимоотношения вашего предприятия и университета?
Макс Шапунов: Заводу строительных машин, с которым СПбГАСУ также заключил соглашение о создании базовой кафедры, уже более 80 лет. И пятьдесят из них мы сотрудничаем с университетом. В свое время наш завод входил в структуру профильного министерства и был определен как головное предприятие по двум видам строительного оборудования - арматурному и пневмотранспортному.
Поскольку завод остался головным, за все годы работы у нас получено более 50 патентов и авторских свидетельств. И все эти работы были осуществлены выпускниками СПбГАСУ. Отмечу, что конструкторский отдел полностью состоит из выпускников этого университета. Мы друг для друга свои люди и здесь, в университете, и у нас - на заводе. Поэтому нет смысла говорить о том, что необходимо сделать при создании базовой кафедры. Следует продолжать то, чтобы было когда-то начато. Когда-то на нашем заводе был филиал СПбГАСУ, в котором работали сотрудники, выполнявшие учебную и конструкторскую работу.
Однако многое изменилось, и если нам вновь удастся повторить тот удачный опыт и привлечь в конструкторское подразделение завода студентов, это будет большим достижением. Наши разработки используются для тем дипломных проектов, и несмотря на то что раньше их внедрение не требовало такого значительного финансового обоснования, как сейчас, наша совместная учеба и научная работа продолжаются.
Евгений Петрович, говорят, что самый большой процент выпускников СПбГАСУ трудится именно в вашей организации?
Евгений Медрес: С момента образования Группы предприятий "Дорсервис" 25 лет назад мы начали работать с СПбГАСУ, в том числе осуществляя необходимую финансовую помощь для развития университета. Сегодня наши предприятия хорошо известны на рынке благодаря своему участию в создании крупных объектов - КАД, платной трассы Москва - Санкт-Петербург, совмещенной автомобильной и железной дороги "Адлер - Красная Поляна" в олимпийском Сочи, а также значительным количеством дорожно-мостовых объектов в Санкт-Петербурге. В нашей Группе компаний 18 предприятий, выполняющих весь спектр проектно-изыскательских работ в дорожной отрасли. В Северной столице "Дорсервис" представлены 10 компаниями. Из 700 человек, работающих сегодня в них, около 70 процентов - выпускники СПбГАСУ разных лет. И естественно, базовая кафедра состоит из 15 сотрудников петербургских компаний "Дорсервиса".
В предыдущие годы мы также осуществляли практики студентов. Ряд дипломов разработаны на основе наших объектов. Все студенты, приходящие к нам на практику, знакомятся и применяют в дальнейшем новые технологии и материалы, используемые ГК "Дорсервис". Уровню подготовки способствует и эксклюзивное оборудование, переданное нашим предприятием в распоряжение университета. Повышению квалификации студентов способствуют и те мастер-классы, которые мы для них проводим.
Основываясь на той подготовке и багаже знаний, которые получают выпускники СПбГАСУ, и с учетом технологий, используемых при проектировании крупных и сложных объектов, осуществляется подготовка высококвалифицированных специалистов за достаточно короткий срок - три-пять лет.
В целом создание базовой кафедры сделало сотрудничество между университетом и компанией более эффективным и систематизированным. Стоит напомнить, что уже четыре года в университете работает совместное малое предприятие, которое привлекает студентов, преподавателей и аспирантов к научно-исследовательским разработкам. Теперь эта деятельность будет расширена.
Мы уверены, что работа базовой кафедры будет полезна для студентов и выпускников вуза, планирующих связать свое будущее не только с нашей компанией, но и с любым другим предприятием дорожной отрасли.
Ирина Луговская: О качестве нашей совместной работы говорит следующий факт: 90 процентов наших студентов трудоустраиваются. В университете создана служба содействия трудоустройству, активно сотрудничающая с предприятиями (заключено около 800 договоров), службой занятости (отслеживание вакансий на рынке труда), отслеживающая не только факт трудоустройства выпускника, но и его профессиональную траекторию как минимум в течение трех лет. Кроме того, мы стараемся чутко реагировать на запросы рынка и состояние экономики в целом и постоянно расширяем спектр компаний, с которыми сотрудничаем. Мы горды нашей совместной работой, а также нашими студентами и выпускниками. Работодатели говорят, что наших выпускников не надо переучивать или усиленно доучивать. Они готовы к работе в современных условиях. Мы не мыслим себя вне связи с предприятиями-работодателями. Базовая кафедра - это опора, серьезная поддержка, это обоюдное (вуза и предприятия) понимание общности и важности дела подготовки кадров для строительной отрасли Санкт-Петербурга, Ленинградской области, России.
СПбГАСУ - старейшее в России высшее учебное техническое заведение по подготовке архитектурно-строительных кадров. Он основан 9 мая 1832 года. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет" сегодня - крупный учебный и научный центр, единственный в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации вуз, осуществляющий комплексную подготовку специалистов в области строительства, архитектуры, транспорта и инженерно-экологических систем. В университете трудятся более 500 преподавателей, из них более 70 процентов - с учеными степенями и званиями. За историю существования университет подготовил около 70 тысяч специалистов, в том числе свыше 1,5 тысячи - для 50 стран мира.
Университетская структура включает 46 кафедр, институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (ИПК),институт безопасности дорожного движения, три малых инновационных предприятия, пять учебно-компьютерных и более десяти научно-исследовательских центров. Научно-техническая библиотека университета - одно из старейших и крупнейших в России хранилищ литературы по строительству и архитектуре с фондом в 800 тысяч единиц хранения.
Три малых инновационных предприятия СПбГАСУ это ООО "СПбГАСУ - Дорсервис", научным направлением которого является транспортное строительство, дорожно-мостовой комплекс, инновационные технологии, материалы и машины при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на основе научных разработок, ООО "СПбГАСУ - Иннодрев", занимающееся инновационными методами исследования конструкций из дерева,оценкой качества и сертификации деревянных зданий, а также ООО "СПбГАСУ - ТУДД" по инновационным методам, технологии и оборудование на основе научных разработок в области организации дорожного движения.