08.07.2015 22:03
    Поделиться

    На Урале пенсионер заставил полицию расследовать разграбление садов

    Владимир Иванович Рузанов стал в родном Троицке своеобразной знаменитостью. Он уже несколько лет ходит по инстанциям, пытаясь добиться расследования хищений в садоводческом товариществе ГРЭС-3, вымирающем на его глазах под "чутким" руководством сменяющихся правлений.

    Корреспондент "РГ" решил познакомиться с перепиской Рузанова с правоохранителями и пришел к выводу, что доводы садовода как следует не проверялись. Хотя речь в его заявлениях идет не о какой-нибудь мелкой краже, а о грандиозном по размаху уничтожении имущества садоводов.

    Называть фамилии персонажей этой истории со слов Рузанова мы не можем. По крайней мере до того момента, пока они не прозвучат в судебных решениях. Но сама история человека, практически в одиночку бьющегося с системой, заслуживает внимания.

    Растащить по бревнышку

    - Как же так?- вопрошает садовод Рузанов. - Сегодня по всей стране в противовес западным санкциям людям землю раздают, посадочный материал - хозяйствуйте! А у нас последнее уничтожается при полном попустительстве правоохранителей, состоящих на зарплате у государства.

    Закат садов ГРЭС-3 начался еще в 2007 году. По словам Рузанова, инженера-электроника на пенсии, к нему привели неграмотные действия рабочих, "ремонтировавших" насосы оросительной системы. После этого ремонта начались перебои в подаче воды в северной и северо-западной частях товарищества, из которых пострадавшие садоводы поставили вопрос ребром: "А за что же мы платим членские взносы?"

    Правление было переизбрано и начало наводить порядок "жесткой рукой". И прежде всего выступило против самих революционеров - неплательщиков взносов, угрожая им окончательным обрезанием труб, по которым тонкой струйкой еще текла вода, а то и полной потерей прав на садовые домики и прочее имущество.

    По расчетам Рузанова, с 2010 по 2012 год этими репрессивными методами были оставлены без водоводов более 60 участков должников, а с остальных собрали не менее 880 тысяч рублей. Но под занавес выяснилось, что ремонт насосов проводить не на что. Потому что денег в кассе нет - все они ушли на зарплату правлению и выплату налогов. После чего члены правления устранились от дел - распродали свои участки и больше не появлялись.

    Интересно, что, согласно справке, полученной Рузановым в налоговой инспекции, никаких налогов, кроме подоходного с зарплаты членов правления, садовое товарищество никогда не платило, поскольку на основании решения Троицкого собрания депутатов было освобождено от уплаты земельного налога в полном объеме.

    Цитата из обращений Рузанова: "В сентябре 2010 года правление (фамилии не указываем. - Прим. ред.) развернуло настоящий разгром садов дальних дорожек 7, 8, 9. Трубы резал слесарь…, помогал ему сторож… Сборщик металла… со своей командой малолеток получал от правления указания, какие домики ломать. Я собирал подписи под коллективными обращениями в прокуратуру с требованием убрать правление. Оно в свою очередь отчитывалось на собраниях, сколько труб порезало "должникам".

    Я кричал на собраниях, что имущество садоводов трогать нельзя. Ходил в прокуратуру как на работу и пытался объяснить, что задолженности взыскиваются в судебном порядке, а не путем репрессий. Прокурор Троицка, не стесняясь, спрашивал: "Ну и сколько вы будете к нам ходить?" В общей сложности мне выдали порядка 30 отказов в возбуждении уголовного дела…"

    Следующему председателю СНТ поживиться на членских взносах к тому времени стало затруднительно - из-за творящегося беспредела число садоводов сильно сократилось. И новый председатель после двух лет откладывания ремонта заявил, что, поскольку на земли товарищества претендует ГРЭС, нужно все имущество распродать и поделить. Провел это решение на общем собрании, на которое собралась жалкая кучка садоводов и приступил к исполнению плана по окончательной ликвидации СНТ - начал резать коллектор и высоковольтный трансформатор для подачи воды насосами, сдавать металл скупщикам, получив с этой операции, по расчетам Рузанова, не менее 10 миллионов рублей.

    По данным полиции, на банковский счет председателя (он открыл его на свое имя, пояснив в полиции, что общественного счета СНТ никогда не имело и деньги с садоводов собирались наличкой. - Прим. ред.) поступило всего 180 тысяч рублей. Однако все ли деньги от сдачи в металлолом собственности СНТ поступали в банк, проверить не представляется возможным.

    Виноватых нет

    С самого начала борьбы за права садоводов Рузанов доказывал, что все, что происходит в СНТ, незаконно. Начиная с того обстоятельства, что садовые участки намеренно не дают приватизировать (ни одно из вышеперечисленных правлений не удосужилось зарегистрировать права собственности на землю. - Прим. ред.), и заканчивая незаконностью выборов председателей, проходивших в отсутствие кворума садоводов и соблюдения протокола.

    - Если председатель - самозванец, то могут ли быть легитимными его решения? Может ли быть законным внесение изменений в устав СНТ, которым был введен запрет на продажу участков и домиков теми, кто отчаялся что-то на них вырастить - якобы они должны были по остаточной стоимости передаваться в ведение СНТ, на слом? Это же абсурд, - утверждает Рузанов.

    В полиции, как выяснилось, на этот счет придерживаются другого мнения. Признав факт нелегитимности выборов председателей СНТ, правоохранители неожиданно заявили, что не находят в нем признаков "уголовно наказуемого деяния". А стало быть, и все последующие действия самозванцев не подпадают под действие УК.

    По словам Рузанова, все проверки полиции по его обращениям заключались в сборе пояснений с членов правления СНТ. Приходили и спрашивали: "Воровали?" Им отвечали: "Нет!" В протокол записывали, что "вор не воровал". А затем лишь ссылались на уже проведенные проверки, переписывая их результаты слово в слово.

    Обратившись в суд, Рузанов сумел опротестовать выборы последнего из председателей и решение о ликвидации товарищества - демонтаже коллектора и труб поливной системы. 25 мая суд признал их незаконными. Однако на качество полицейского расследования судебное решение никак не повлияло.

    Эпилог

    Полиция Троицка все-таки приступила к расследованию слома одного из садовых домиков и кражи строительных материалов. Еще одно уголовное дело возбуждено по факту хищения коллективной собственности - трансформатора, который вместе с коллектором разобрали и сдали в металлолом "неустановленные лица", отлично известные садоводам. Появятся ли процессуальные решения по фактам других хищений, пока вопрос.

    Больше всего корреспондента "РГ" восхитила фраза, венчающая все ответы полиции на жалобы Рузанова: "В действиях заявителя состава преступления по статье о заведомо ложном доносе (ложное сообщение о совершении преступления. - Прим. ред.) не усматривается, так как изложенные в его жалобах факты имели место. А если факты "имели место", то почему же ими не занимались?

    Дословно

    Из ответа на запрос "РГ" в окружное управление Генеральной прокуратуры:

    "Изучение данных проверок в Генеральной прокуратуре Российской Федерации показало, что названные процессуальные решения приняты необоснованно, в связи с чем прокуратуре Челябинской области поручено их отменить и принять меры к устранению нарушений законодательства.

    Сообщения о хищении труб поливной системы, водяного коллектора, а также незаконной продаже домика сторожа в настоящее время проверяются полицией.

    В связи с нарушением уголовно-процессуального законодательства, допущенным органами полиции, приняты меры реагирования с постановкой вопроса об ответственности виновных должностных лиц.

    За несвоевременную отмену необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел к сотрудникам прокуратуры Троицка применены меры воздействия".

    Комментарий

    Константин Толкачев, председатель  Челябинского регионального отделения общероссийской общественной организации "Союз садоводов России":

    - Ситуации, подобные той, что произошла в Троицке, к сожалению, случаются. И связано это в первую очередь с бесхозяйственностью и некомпетентностью председателей СНТ.

    Демонтаж трубопроводов поливной системы в качестве меры принуждения к уплате членских взносов незаконен. Не говоря уже о сломе садовых домиков, которые являются личным имуществом каждого члена товарищества. По существующему законодательству сумма задолженности с неплательщиков должна взыскиваться через суд. Если участок не приватизирован и оплата за него не вносится в течение трех лет, а земля не обрабатывается, то его возможно изъять у нерадивого садовода. Но опять-таки только по решению суда. Решение о ликвидации СНТ может быть принято исключительно на общем собрании в присутствии большинства его членов. В любом другом случае такое решение нелегитимно.

    Могу посоветовать садоводам и председателям СНТ при возникновении спорных ситуаций, требующих юридической помощи и разъяснений, обращаться к нам, в челябинское региональное отделение "Союза садоводов России".

    Поделиться