09.07.2015 00:10
    Поделиться

    Мария Городова: Апостола Петра чтут все христиане

    12 июля отмечают Петров день
    Личность апостола Петра покоряет любого, кто хоть вскользь прикоснулся к истории пылкого ученика Христа. И не важно, слышали вы про него от деревенских бабулек, либо от римских экскурсоводов, в один голос утверждающих, что души умерших при входе в Царствие Небесное встречает седовласый апостол с ключами в руках, и Петру подвластно распахнуть перед грешным человеком врата рая или захлопнуть их.

    А может, вы читали увенчанный нобелевской премией роман Генриха Сенкевича "Камо грядеши?" из жизни ранних христиан в Риме. Книга рисует столкновение еще могучей Римской империи, создавшей жесточайшую систему уничтожения инакомыслящих, с группкой первых христиан, сильных только своей верой. Центр романа - эпизод встречи апостола Петра с Воскресшим Спасителем.

    Аппиева дорога, 67 г. от Рождества Христова. По совету друзей семидесятилетний Петр тайно бежит из Рима, где звероподобный в своей ненависти к христианам император Нерон уничтожает всех, кто еще помнит имя Христа. Последователи апостола либо безжалостно замучены, либо сломлены. И кажется, побег из развращенной столицы - единственно верный путь. И Петр бежит. Но в предрассветных сумерках Аппиевой дороги ему - с очевидностью не видения, а самой реальной яви! - встречается Воскресший Христос. Идущий в Рим. Не оттуда - туда! Прямо в пасть зверю-Нерону!

    "Domine, quo vadis?" - так на латыни звучит вопрос потрясенного апостола к Христу. "Господи, куда идешь?", "Камо грядеши?" - если по-церковнославянски. "В Рим. Раз ты оставил свой народ, Я иду в Рим, чтобы снова быть распятым!" - отвечает Иисус. И Петр поворачивает назад. Потому что любящее сердце апостола прозрело одну крайне важную вещь. Каждый раз, когда мы уклоняемся от вызова, бросаемого нам силами зла, мы сораспинаем Христа. И наше малодушие, слабость, нежелание противостоять злобе мира, трусливое самооправдание гвоздями вбиваются в Его Крест.

    Петр вернулся в Рим, к разгромленной кучке первых христиан. Был схвачен. Вместе со всеми принял мученическую смерть. Причем, когда Петра привели к месту казни, он сказал своим мучителям, что не достоин быть распятым так, как был распят Христос. И тогда под гогот и улюлюкание потешающейся толпы в цирке императора Нерона семидесятилетнего апостола прибили к кресту и перевернули его вверх ногами...

    Давно уже ушла с арены истории надменная Римская империя - "великая блудница", некогда навязывающая странам и народам свою волю, много их, мировластительных держав, возникло и исчезло с тех пор. "...пал, пал Вавилон, великая блудница.., ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее", - так провидел неизбежное будущее всех царств и империй, попирающих Законы Божьи, другой апостол - Иоанн.

    Когда же это произойдет? Почему Господь медлит с расправой над теми, кто горделиво объявляет себя мерилом все и вся? Кто ложь и коварство сделал главным средством политики? Кто с наглым вызовом выставляет грех свободой и доблестью, искушая своей безнаказанностью нестойких? Такие вопросы часто задавали Петру. "Не медлит Господь исполнением обетования.., но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят", - отвечал апостол вопрошающим. И фраза "придет же день Господень, как тать в ночи" означает: день Суда Божьего над всеми - грешниками и праведниками придет нежданно, так, как внезапно настигает уснувших ночной вор. И медлит Господь со Своим Судом, потому что милосерден. Потому что дает грешникам еще одну возможность покаяться и обрести спасение. Об этом говорит Петр, на себе испытавший, насколько слаб может быть человек.

    Не знаю, помните ли вы короткий рассказ Чехова "Студент", если нет, обязательно перечитайте этот маленький шедевр, переворачивающий душу. Главный герой рассказа Иван Великопольский, сын дьячка и студент духовной академии, возвращающийся поздним промозглым вечером Страстной пятницы в родную деревню.

    Ранняя весна. Голые деревья еще не очнувшегося от зимы леса, пустые черные поля, утонувшие в тревожной мгле, дальний огонек одинокого костра да кажущаяся бесконечной дорога по мертвой мерзлой земле... Мы вместе с Чеховым переживаем зябкое сиротство надвигающейся ночи Страстной пятницы. Налетел холодный пронизывающий ветер, и тоской отозвалось в сердце студента, показалось, что эта бесприютность, гнетущая бедность, голод и мрак были и будут всегда - и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, что пройдет еще тысяча лет, а жизнь не станет светлее и лучше.

    На вдовьих огородах, где хозяйками были две вдовы - мать и дочь, жарко и весело полыхал костер. "Наверное, так же, в такую же холодную ночь протянул свои руки к огню Петр", - подумал, придвигаясь поближе к пламени, студент. "Какая была страшная ночь!" - произнес он, обращаясь то ли к женщинам, то ли сам к себе, то ли к нам.

    "Ах, какая была страшная ночь! Унылая, долгая! Помните, как во время Тайной вечери Петр сказал Иисусу: "С тобою я готов и в темницу, и на смерть". А Господь ему: "Говорю тебе, Петр, не пропоет с утра и петух, как ты трижды отречешься от меня".

    После вечери Иисус смертельно скорбел в саду и молился - до кровавого пота, а бедный Петр, истомившись душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Заснул. Потом Иуда, в эту же ночь, поцеловал Иисуса и предал Его мучителям. Христа связали, повели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможденный, замученный тоской и тревогой, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед... Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как Его били". Студент говорил это, и картина той далекой - девятнадцать веков! - ночи проплывала перед глазами двух крестьянок, двух вдов - матери и дочери. "Пришли к первосвященнику, - продолжил студент, - Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели средь двора огонь, было холодно, и они грелись. С ними у костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: "И этот был с Иисусом", то есть что и его, мол, нужно вести на допрос. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что Петр смутился и сказал: "Я не знаю Его". Немного погодя опять кто-то узнал в Петре одного из учеников Иисуса и повторил: "И ты из них". Но Петр опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился к нему: "Да не тебя ли сегодня я видел с Ним в саду?" И Петр отрекся в третий раз. И тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери... Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В Евангелии сказано: "И исшед вон, плакася горько". Представьте: тихий-тихий, темный-темный сад, и в предрассветной тишине едва слышатся глухие рыдания..."

    Знаете, каждый раз, когда я дохожу до этого момента, читая ли Евангелие или этот рассказ Чехова, у меня начинает щипать глаза и тяжелые капли застилают текст. Плакали и две вдовы, которым студент рассказывал про Петра. И эти слезы омывали не только душу - мир вокруг. И до тебя доходило: прошлое связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекающих одно из другого - дотронулся до одного конца, и дрогнул другой. И Петрова душа живет в каждом из нас, как в каждом из нас живет сонная немощь предательства и великий порыв любви, повелевающий повернуть туда, где Господь ждет твоей веры.

    12 июля Церковь вспоминает сразу двух апостолов, Петра и Павла, и о Павле мы поговорим в следующий раз.

    Из Посланий апостола Петра

    Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5:5).

    Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло (чтобы истребить их с земли) (1 Пет. 3:9-12).

    Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире (1 Пет. 5:8, 9).

    Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов (1 Пет. 4:8).

    Поделиться