Новости

09.07.2015 14:33
Рубрика: Культура

Сноуден среди нас

"Гражданин Четыре" выходит в прокат

"CITIZENFOUR. Правда Сноудена" режиссера Лоры Пойтрас уже успел получить "Оскара" как лучший документальный фильм и еще множество наград.

Еще несколько лет назад в интервью "РГ" эксперты по новым медиа говорили, что не за горами время, когда многие будут нанимать людей, которые будут "заметать следы" за ними в интернете. Имеется в виду стирать записи, которые они сделали: первое - не думая, второе - в уверенности, что интернет контролировать невозможно. Сегодня уже многие знают о проблемах информационной безопасности. И о сути фразы - скажи мне, что у тебя в поисковике, и я скажу, кто ты.

На тот момент, когда снимался фильм "Citizenfour. Правда Сноудена" (уточним - 2013 год), - это был подвиг людей, которые его делали. Потому что готовили кино о том, что многие попросту не знали: что мы все "на крючке" у специалистов-программистов. И о том, как в опасной ситуации создавалась сенсация: молодой 29-летний программист из США, системный администратор и сотрудник службы безопасности Эдвард Сноуден, уйдя по времени не так далеко от скандала с WikiLeaks и Ассанжем, поведал миру, что американское Агентство национальной безопасности контролирует Всемирную Паутину, сотрудничая с ведущими интернет-компаниями. Причем за пределами США контролирует больше, чем в своей стране, где простых пользователей охраняют законы.

Как стало возможным запустить в эфир эту информационную сенсацию, впрямую критикующую действия правительства США, на ведущие американские каналы - вот вопрос. В этом недоработка "контролеров", и в этом и есть правда Сноудена. Он перехитрил их. Как именно? Об этом и фильм Лоры Пойтрас.

Картина статична во многом - хотелось бы больше действия. Но когда смотришь, то понимаешь - это было невозможно. Гонконг, гостиничный номер, два журналиста и съемочная группа. Все втайне: в любую минуту могут взломать дверь и схватить.

Основное действие происходит внутри этих людей. На лице Эдварда Сноудена отражается множество эмоций - вот он узнал, что спецслужбы пришли к его девушке, или ему стало известно, что около его дома почему-то собираются строительные машины. Лицо его вспыхивает, а пальцы начинают нервно и быстро двигаться по клавиатуре. Вот специалист из СМИ - журналист, автор громких политических расследований Глен Гринвальд. Именно он создаст сенсацию на основе полученных от Сноудена секретных документов. Гринвальд - сам человек-действие. Он проводит информационный "захват" медиа-пространства не хуже, чем военные разворачивают стратегические операции на захваченных территориях. Потому что все в этом гостиничном номере понимают - единственная ошибка и их вычислят, не дадут говорить - способы заставить замолчать найдутся.

"Экшн" - действие - будет в игровом фильме про Сноудена, который уже в этом году выпустит режиссер Оливер Стоун. Он должен был прийти на московскую премьеру фильма Citizenfour, но... не сложилось. Не пришел Стоун и на премьеру этой картины на Московском Международном кинофестивале. А вот Сноуден - пришел. Хотя это и не афишировали.

Понятно, что Оливер Стоун смотрел фильм - его появление на премьере в Москве было бы шагом скорее представительским и способствовало бы продвижению картины. Но будем надеяться, что уж свой-то фильм о Сноудене Стоун представит в российской столице лично. Сейчас же, на премьере, фильм представлял канал 24 DOC, который и продемонстрирует картину в своем эфире. Заполучить ее было непросто, "бились за нее полгода", рассказала главный редактор канала Мария Мирошниченко, предваряя показ. Уже потом, в беседе с обозревателем "РГ", пояснила: в Амстердаме на кинофестивале буквально бежала по улице за Лорой Пойтрас, чтобы договориться о праве на дистрибьюцию кино в России. Один 24 DOC, конечно бы, не "потянул" столь крупный проект - помощь оказала ВГТРК, в частности, канал "Россия 1".

Фильм Лоры Пойтрас представили на премьере как документальный триллер, и можно сказать, что ко времени своего выхода он действительно таковым и был. Однако, сейчас его можно воспринимать скорее, как медиа-триллер или как философскую драму. Почему? Потому что обозначенная проблема о возможности контроля за интернетом и о том, как именно она ведется, уже не нова и не пугает. Ждешь, когда в картине появится Джулиан Ассанж, и он действительно возникает в кадре (о нем пока снято фильмов меньше, чем о Сноудене). Сейчас уже важны последствия проблемы - как с этим жить дальше. Как обезопасить свои аккаунты, и нужно ли это делать. Что доверять сети, а что - нет. Куда передавать свои данные, в том числе и финансовые, а куда - не стоит. Интернет изучает наши вкусы и предпочтения и уже сейчас способен рассказать о нас порой больше, чем мы сами о себе. Но кто за этим стоит? И до какой границы имеет право знать о нас все?

Это раньше можно было, спрятавшись за бесшабашным ником, сказать, что и о ком ты думаешь, не стесняясь в выражениях. А сейчас любой интернет-тролль - открытая HTML-страница. Сноуден лишь явил проблему миру, и, каким бы странным это не казалось, вынужден скрываться. Сноуден ходит среди нас - во всех смыслах этой фразы. Но и это не афишируется.

Что делать дальше - вводить "докторов", которые будут проводить с желающими курсы компьютерной безопасности или этикета? Или жить  по принципу - мне нечего скрывать? Или же сделать то, за что выступал Эдвард Сноуден, и что открыто проговаривается в фильме? Он честно признавался, что ему страшно, но он осознает, на что идет и не может иначе. Потому что хочет, чтобы ситуация была прозрачной, чтобы люди, заходя в интернет, понимали, кому и зачем могут дать информацию о себе, и чтобы не было информационной опасности, о которой простые пользователи ничего не знают, доверчиво работая со своими персональными компьютерами.

Между тем

Фильм "Citizenfour. Правда Сноудена" вышел 9 июля на 52 экранах в 22 городах России. Показы пройдут в следующих городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Мурманск, Новосибирск, Новокузнецк, Самара, Якутск, Ярославль. В перспективе картину покажет канал 24 DOC, и планируется российская премьера на телеканале "Россия 1".

Кстати

Первый канал на крупнейшем телерынке в Каннах отсматривал на предмет закупки прав два фильма о Сноудене и проблемах информационной безопасности. Рассказывали о Сноудене и в фильме "Терминал F" снятом режиссерами Джоном Гётсом и Полом-Эриком Хельбутом и показанном на канале Russia Today. Получается уже три картины про Сноудена (хотя фильм Лоры Пойтрас был все-таки первым). Похоже, что всем нам очень не хочется, чтобы из Интернета кто-то следил за каждым нашим шагом. И поэтому тоже Эдвард Сноуден стал столь востребованным персонажем.

Культура Кино и ТВ Мировое кино Культура Кино и ТВ Документальное кино Эдвард Сноуден Кино и ТВ с Сусанной Альпериной РГ-Фото
Добавьте RG.RU 
в избранные источники