Глеб Сергеевич, здесь, на "ИННОПРОМе" довольно живо обсуждаются вопросы применения европейских технологий. Насколько сегодня ноу-хау, разработанные в ЕС, интересны для российских предприятий?
Глеб Никитин: Как и многие мои коллеги, считаю, нет смысла специально отделять европейские технологии от американских или китайских. Никаких уникальных технологий в глобальной экономике не существует.
Они, как и любой товар, продаются, но в их разработку вкладываются огромные ресурсы на национальном уровне. Наша проблема в том, что пока передовые экономики инвестируют средства в создание цифровых производственных платформ будущего, в России только начинают работать в этом направлении. А чтобы отечественная промышленность была конкурентоспособной, необходимо внедрение таких перспективных способов организации производств, как кластеры. В них сосредоточена вся инфраструктура коллективного пользования, гибкие производственные линии. Сегодня надо использовать и аутсорсинг, то есть передачу компаниям - партнерам те виды деятельности, которые для вас являются либо непрофильными, либо излишне ресурсоемкими.
В этом году стартовал Евразийский экономический союз. Какие перспективы промышленного сотрудничества он открыл?
Глеб Никитин: Для развития российской промышленности расширение евразийской интеграции - очень позитивный тренд. К тому же с 2015 года Евразийский экономический союз - это уже не "тройка", а "пятерка" государств, благодаря присоединению к нему Армении и Киргизии.
Важно, что началась работа над созданием общих рынков электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов. По каждому направлению есть план действий на десятилетие вперед.
Ключевым направлением интеграции является создание зон свободной торговли. К этому процессу проявили интерес уже более 30 торговых партнеров членов ЕАЭС. Идут переговоры о подписании соглашения с Израилем, Египтом и Индией.
А как идет формирование общего рынка труда?
Глеб Никитин: Минпромторг совместно с Агентством стратегических инициатив сейчас поддерживает внедрение системы так называемого дуального образования в высокотехнологичных отраслях. Это совместное финансирование предприятиями и региональными власти программ подготовки кадров под конкретное рабочее место.
Вместе с Минобрнауки мы участвуем в программе "Глобальное образование". Нашим специалистам, поступившим в ведущие иностранные вузы, помогаем с трудоустройством в российских компаниях. При этом будущие работодатели могут оплачивать часть расходов на обучение. В программе уже участвуют более тридцати ведущих холдингов и компаний.
Эффективной моделью подготовки "новых инженеров" мы считаем концепцию learning-by-doing - "обучения на практике", и поддержки ориентированных на практическую деятельность образовательных программ. Участие России в международном чемпионате WorldSkills тоже важно - это помогает поднять качество обучения рабочим специальностям и унифицировать наши профессиональные стандарты с международными. Кстати очередной его этап пройдет в нашей стране. А при поддержке министерства несколько предприятий примет участие в мировом чемпионате WorldSkills Competition 2015 в Сан-Паулу.
У нас серьезный дефицит промышленных дизайнеров. Как здесь вопрос решается?
Глеб Никитин: К сожалению, мы здесь пока отстаем от ведущих развитых стран. Ускоренный рост этой индустрии поддержит специальная государственная подпрограмма.
Будут разработаны и внедрены пилотные проекты по созданию центров промышленного дизайна. Создан информационный портал, который предоставит заинтересованным игрокам рынка всю полноту сведений о состоянии и развитии инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна. На портале - самый широкий перечень услуг, оборудования, технологий. До конца 2016 года с помощью этого портала будет сформирована первая в России биржа услуг в сфере инжиниринга и промдизайна.
Что, по вашему мнению, необходимо еще сделать нашим предприятиям для преодоления дизайн-барьера?
Глеб Никитин: В первую очередь необходимо вовлечение широкого круга участников в решение этой проблемы: от экспертов до представителей крупнейших производственных предприятий основных секторов экономики.
При этом, мы заинтересованы в развитии сотрудничества с ведущими специалистами мирового промышленного дизайна. Такое партнерство по созданию, например, транспортных интерьеров уже доказало свою эффективность на примере успешных российских продуктов - Лада Х-Ray и Vesta, самолет Sukhoi Superjet 100, трамвай R1, прототип космического корабля ПТК-НП.
При грамотном внедрении на отечественных производствах передовых дизайн-экспертиз Россия сможет стать поставщиком принципиально нового продукта.
Огромный интерес со стороны бизнеса вызывают возможности льготного кредитования проектов, которые предлагает российским производителям недавно созданный Фонд развития промышленности. Каковы промежуточные итоги его работы?
Глеб Никитин: На начало июля экспертный совет Фонда одобрил займы 16 предприятиям. Реализация этих проектов позволит привлечь в реальный сектор более 11,4 миллиарда рублей, а также создать около 1,6 тысячи рабочих мест. Общая стоимость проектов, осуществляемых при поддержке Фонда, уже превышает 16,2 миллиарда.
Тем временем
Среди стимулов для предприятий, инициированных Минпромторгом, важное место сегодня занимает специальный инвестиционный контракт, гарантирующий инвесторам на длительную перспективу неизменные условия ведения бизнеса.
Инвестор должен создать, освоить или модернизировать промышленное производство на территории России.
Отдельной задачей государственной технологической политики в министерстве видят создание проектных консорциумов, состоящих из компаний - потребителей технологий, учебных заведений, исследовательских центров и, естественно, производителей, разработчиков. Одним из первых станет консорциум разработчиков и потребителей инженерного программного обеспечения.