В Орле показали "железный" футбол

Через двадцать с лишним лет по инициативе федерального дорожного агентства "Росавтодор" возобновлены конкурсы профессионального мастерства. На зрелищных состязаниях машинистов корреспондент "РГ" смог посмотреть не только "железный" футбол.

Местом проведения первых этапов чемпионата, финал которого будет проводиться осенью в Петербурге, управление дороги Москва - Бобруйск избрало строящийся обход города Нарышкина Орловской области. Сюда прибыли восемь команд. Профессионалы дорожно-строительной отрасли, представляющие основные предприятия из Брянской, Орловской Смоленской и Калужской областей, сошлись в нешуточной схватке за звание "Лучший по профессии - 2015". Предстояло выбрать асов, работающих на погрузчиках, автогрейдерах самосвалах, и экскаваторах.

- Таких соревнования не было 23 года, - рассказал "РГ" начальник управления дороги Москва - Бобруйск Константин Пустогаров. - Нас теперь окружают только менеджеры. Когда я начинают с кем-то переговоры, то всегда интересуюсь, какое у этого человека образование - он менеджер или все же инженер? Соответственно и разговариваю. В дорожном деле настоящие мастера ценятся. Ранее у меня работал бульдозерист Ваня. На его машинах никогда не было тормозов, и Ваня любил выпить. Но когда в грунт закапывали бутылку и обозначали ее веточкой, то он мог виртуозно срезать грунт - по самую пробку. Настоящий ас!

У орловцев, которые в итоге и завоевали самое большое число наград, было некоторое преимущество - они работают на той технике, на которой и пришлось состязаться. Машинист Федор Степаненко из "Клинцовской дорожной компании", по-своему пояснил, в чем заключалась основная сложность:

- Техника - как женщина. К ней привыкнуть надо. Главное в нашем деле - опыт. Везде ведь грунты разные, погода тоже каждый день может меняться.

Автогрейдеристы должны совершенствовать глазомер. Приборы помогают сделать нужный уклон, но не всегда. На состязаниях машинистам предложили тяжелое испытание - сначала выровнять насыпь, приведя ее поверхность в строго горизонтальное положение, а потом требовалось закатить по ней футбольный мяч в ворота. Уклон проверяли приборами, а мастерство футболистов оценивали по голам. Несколько мячей попали под колеса и были безжалостно раздавлены, салютуя о неудачах. Машинисты вылезали потными из кабин, жалуясь на баню, однако судьи были неумолимы: "Все работали с закрытой дверью, условия менять нельзя".

В лицах серьезных мужчин читалась детская досада или не менее детская радость, когда удавалось справиться с заданиями. Именно профессиональное честолюбие и хотели вызвать организаторы железных состязаний у их участников. По всему было видно, что удалось. Водители самосвалов показывали "змейки" и сложные заезды, пропускали между колесами брусья, стараясь не задеть их. Машинисты фронтальных погрузчиков играли ковшами в баскетбол. Сначала мяч нужно было снять с перекладины, забросив его в ковш, потом - развернуть тяжелую машину в тесном пространстве, ограниченном конусами, а в заключение - забросить мяч в корзину. Число точных бросков в этом виде состязаний оказалось велико. А вот бульдозеристам пришлось тяжко. Сначала они выравнивали откосы, проводя по ним громадным кулаком, а потом приступили к испытаниям, которые требовали космической выносливости. На пенек ставили пластиковую бутылку, вторую привязывали к зубу ковша. Сделав три оборота на очень высокой скорости, на четвертом круге машинист должен был так подправить ковш, чтобы летящая бутылка сбила стоящую. Только треть дорожников справилась с этой задачей, сидя в "центрифуге". Шутили, спрыгивая на землю, оправдывались, радовались. Кроме того, всем предстояло сдать теоретический экзамен - дорожный ЕГЭ.

Награды вручали вперемежку с концертными номерами. Бульдозерист Сергей Лященко сказал, что польза конкурса для него заключается в том, что есть возможность поучиться друг у друга и познакомиться с новой техникой.

- Этими соревнованиями мы поднимаем престиж профессии, - уверен Константин Пустогаров. - Дорожник - это уже не мужик в сапогах и телогрейке, у нас теперь все механизировано. Машинисты грейдеров - штучная профессия, да и других специалистов надо долго растить, если мы хотим иметь хорошие дороги.

- На следующий год, уверен, участников будет еще больше, - сказал начальник управления дороги Москва - Харьков Сергей Недялков. - Развитие профессионализма скажется добрыми переменами в отрасли. Очень приятно было наблюдать за настоящими мужскими поединками.