Местом проведения первых этапов чемпионата, финал которого будет проводиться осенью в Петербурге, управление дороги Москва - Бобруйск избрало строящийся обход города Нарышкина Орловской области. Сюда прибыли восемь команд. Профессионалы дорожно-строительной отрасли, представляющие основные предприятия из Брянской, Орловской Смоленской и Калужской областей, сошлись в нешуточной схватке за звание "Лучший по профессии - 2015". Предстояло выбрать асов, работающих на погрузчиках, автогрейдерах самосвалах, и экскаваторах.
- Таких соревнования не было 23 года, - рассказал "РГ" начальник управления дороги Москва - Бобруйск Константин Пустогаров. - Нас теперь окружают только менеджеры. Когда я начинают с кем-то переговоры, то всегда интересуюсь, какое у этого человека образование - он менеджер или все же инженер? Соответственно и разговариваю. В дорожном деле настоящие мастера ценятся. Ранее у меня работал бульдозерист Ваня. На его машинах никогда не было тормозов, и Ваня любил выпить. Но когда в грунт закапывали бутылку и обозначали ее веточкой, то он мог виртуозно срезать грунт - по самую пробку. Настоящий ас!
У орловцев, которые в итоге и завоевали самое большое число наград, было некоторое преимущество - они работают на той технике, на которой и пришлось состязаться. Машинист Федор Степаненко из "Клинцовской дорожной компании", по-своему пояснил, в чем заключалась основная сложность:
- Техника - как женщина. К ней привыкнуть надо. Главное в нашем деле - опыт. Везде ведь грунты разные, погода тоже каждый день может меняться.
Автогрейдеристы должны совершенствовать глазомер. Приборы помогают сделать нужный уклон, но не всегда. На состязаниях машинистам предложили тяжелое испытание - сначала выровнять насыпь, приведя ее поверхность в строго горизонтальное положение, а потом требовалось закатить по ней футбольный мяч в ворота. Уклон проверяли приборами, а мастерство футболистов оценивали по голам. Несколько мячей попали под колеса и были безжалостно раздавлены, салютуя о неудачах. Машинисты вылезали потными из кабин, жалуясь на баню, однако судьи были неумолимы: "Все работали с закрытой дверью, условия менять нельзя".
В лицах серьезных мужчин читалась детская досада или не менее детская радость, когда удавалось справиться с заданиями. Именно профессиональное честолюбие и хотели вызвать организаторы железных состязаний у их участников. По всему было видно, что удалось. Водители самосвалов показывали "змейки" и сложные заезды, пропускали между колесами брусья, стараясь не задеть их. Машинисты фронтальных погрузчиков играли ковшами в баскетбол. Сначала мяч нужно было снять с перекладины, забросив его в ковш, потом - развернуть тяжелую машину в тесном пространстве, ограниченном конусами, а в заключение - забросить мяч в корзину. Число точных бросков в этом виде состязаний оказалось велико. А вот бульдозеристам пришлось тяжко. Сначала они выравнивали откосы, проводя по ним громадным кулаком, а потом приступили к испытаниям, которые требовали космической выносливости. На пенек ставили пластиковую бутылку, вторую привязывали к зубу ковша. Сделав три оборота на очень высокой скорости, на четвертом круге машинист должен был так подправить ковш, чтобы летящая бутылка сбила стоящую. Только треть дорожников справилась с этой задачей, сидя в "центрифуге". Шутили, спрыгивая на землю, оправдывались, радовались. Кроме того, всем предстояло сдать теоретический экзамен - дорожный ЕГЭ.
Награды вручали вперемежку с концертными номерами. Бульдозерист Сергей Лященко сказал, что польза конкурса для него заключается в том, что есть возможность поучиться друг у друга и познакомиться с новой техникой.
- Этими соревнованиями мы поднимаем престиж профессии, - уверен Константин Пустогаров. - Дорожник - это уже не мужик в сапогах и телогрейке, у нас теперь все механизировано. Машинисты грейдеров - штучная профессия, да и других специалистов надо долго растить, если мы хотим иметь хорошие дороги.
- На следующий год, уверен, участников будет еще больше, - сказал начальник управления дороги Москва - Харьков Сергей Недялков. - Развитие профессионализма скажется добрыми переменами в отрасли. Очень приятно было наблюдать за настоящими мужскими поединками.