Почему крымские порты установили завышенные тарифы

Из-за санкций Запада и транспортной изоляции республики грузооборот портов Крыма в 2014 году сократился на 81,7 процента. Эта негативная тенденция сохраняется и в текущем году. Недостаточная пропускная способность морских ворот полуострова и их высокие тарифы негативно сказываются на своевременном насыщении рынков региона продовольственными и бытовыми товарами. Федеральная антимонопольная служба считает, что исправить положение можно путем реорганизации ГУП "Крымские морские порты".

Семь портовых бед

26 апреля 2014 года руководство республики решило объединить все гавани полуострова в ГУП РК "Крымские морские порты". В него вошли Керченский торговый порт, Керченский рыбный порт, Феодосийский торговый порт, Ялтинский торговый порт, Евпаторийский торговый порт, Керченская паромная переправа.

По данным генерального директора ГУПа Андрея Васюты, объем перевалки грузов за три последних года сократился в четыре раза - с 8,5 миллиона тонн в 2012 году до 2 миллионов тонн в 2014-м. На работу портов негативно повлияли международные санкции в отношении Крыма и, как следствие, полное прекращение захода иностранных судов в республиканские гавани. А транспортная блокада со стороны Украины обернулась сокращением объемов транзитных грузов более чем в два раза.

По словам руководителя ГУПа, своими силами предприятие не сможет решить проблему загрузки портов и модернизировать портовую инфраструктуру - нужны дотации из федерального бюджета.

Вместе с тем тарифы на услуги крымских портов в несколько раз превышают среднероссийские и даже европейские, утверждают предприниматели.

- Пока нет моста через Керченский пролив, порты - единственные ворота в Крым, поэтому, пользуясь монопольным положением, они установили цены на свои услуги в два-три раза выше, чем в российских портах Азово-Черноморского региона, - рассказал "РГ" директор одной из компаний по транспортировке грузов. - Так, накат и выкат транспорта на паром в портах материковой России стоит 700-1500 рублей за машину, в крымских - 1500-3000. Стоимость судозахода в порты Крыма - 200-300 тысяч рублей, в остальные российские - в среднем 50 тысяч рублей, а в порт Финляндии - 700 евро (42000 рублей).

Отметим, что у крымских портов больше полномочий по установлению тарифов, чем в других регионах РФ, поскольку ГУП "Крымские морские порты" находится вне полномочий федеральных органов, а в подчинении министерства транспорта РК.

Глава крымского транспортного ведомства Андрей Безсалов признал, что тарифы формируются экспериментальным путем. И, видимо, не всегда адекватно рыночным реалиям.

Объединяй и властвуй

Руководитель управления федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и Севастополю Тимофей Кураев считает, что причина неэффективности морских портов кроется в форме управления, а также в их неконкурентоспособности.

- Реорганизация ГУП "Крымские морские порты" путем его разделения на самостоятельные хозяйствующие субъекты, например, ГУПы, создаст условия для конкуренции между ними и позволит повысить загрузку не только порта "Крым", но и всех остальных, дав стимул и возможности для их развития, - говорит Тимофей Кураев.

По его словам, из-за устаревшей инфраструктуры или неэффективного использования портов республика периодически ощущает дефицит товаров, что приводит к росту цен на продукты питания.

- ГУП "Крымские морские порты" создавалось как юридическое лицо, и произошло ограничение конкуренции между портами. Стоит подумать, как сделать наши порты конкурентоспособными и по цене, и по качеству услуг, - считает глава ФАС по РК.

Однако идею реорганизации ГУПа в минтрансе не поддержали. Чиновники считают, что разделять ГУП не следует, поскольку он обеспечивает продовольственную безопасность Крыма.

Курс на Азию

Наиболее значительными мощностями для перевалки грузов обладают Керченский и Севастопольский торговые порты - на них приходилось почти 70 процентов грузооборота портов полуострова. По федеральной целевой программе развития Крыма и Севастополя до 2020 года Севастопольский порт получит 1,3 миллиарда рублей на ремонт и строительство пассажирских причалов и развитие перевалочной базы в Инкермане. А в Керченском порту за счет средств ФЦП планируют построить вторую паромную аппарель (устройство для заезда автомашин на судно) для грузовых перевозок и реконструировать терминал по перевалке сжиженного углеводородного газа.

Евпаторийский морской порт заинтересовал китайских инвесторов: здесь они хотят организовать перевалку сельскохозяйственной продукции.

Эксперты считают, что для крымских портов перспективное направление - контейнеризация грузов. Это позволит снизить нагрузку на паромную переправу, связанную с перевозкой грузовиков. Контейнер - универсальная тара для сыпучего и штучного товара, его преимущество - отсутствие погрузочных и выгрузочных операций. Однако из-за нехватки контейнерных терминалов и площадок сегодня эту услугу предоставляют не все крымские порты. По статистике лишь 33 тысячи тонн грузов в Крыму приходится на контейнерные перевозки. Такие услуги оказывает в основном только Севастопольский порт.

Вместе с тем сами предприниматели, специализирующиеся на доставке грузов, считают, что контейнерные перевозки невыгодно развивать из-за маленького "плеча" доставки товаров из российских портов в Крым.

- Контейнеризацией пользовались в основном иностранные поставщики товаров, но из-за санкций они обходят крымские порты стороной. А внутренние грузопотоки контейнеризируются медленно - на небольшое расстояние, например, из Новороссийска в Керчь или Феодосию, они технически неудобны, финансово невыгодны, - поясняет предприниматель Александр.

В целом же, по мнению участников транспортного рынка, говорить о масштабном развитии портов Крыма как экспортных пока не время. Но уже пора выстраивать отношения с Турцией и странами Азии.

Мнение

Сергей Тен, заместитель председателя комитета по транспорту Госдумы России:

- Не совсем понятны причины, мешающие в полной мере загрузить морские порты Крыма. Ведь морские суда - это единственный вид транспорта, который доставляет грузы на полуостров. Что мешает их контейнеризировать? Например, давайте в порту Ростов определим площадку для формирования грузовых партий в контейнерах и будем направлять их на полуостров. Пока никакой централизованной работы нет, хотя должен быть известен общий объем груза, необходимый для жизнеобеспечения региона.

Сергей Аксенов, глава Республики Крым:

- Крымские порты пересмотрят тарифы на обслуживание грузоперевозок к 15 июля. Значительная разница в ценах на материке и полуострове возникла из-за необходимости выплатить долг в 200 миллионов рублей "Морской дирекции", которая управляет крымскими портами. Правительство РК обратится к вице-премьеру РФ Дмитрию Козаку с просьбой о компенсации этой суммы из федерального бюджета.