09.07.2015 11:29
    Поделиться

    В Татарстане наркозависимых приучили к монастырскому уставу

    Дорогу к селу Русские Казыли, что в семидесяти километрах от Казани, не отыскать ни на одной карте. Стоит в чистом поле с десяток домиков. Глушь, одним словом. Но есть люди, которые из разных регионов страны специально едут в это уединенное место в надежде на исцеление от серьезного духовного недуга.

    Реабилитационный центр для наркоманов действует в селе уже шесть лет. Но известен он, что называется, в узких кругах. Мало кто из татарстанцев знал до недавних пор и о том, что в Русских Казылях восстанавливают церковь XVIII века. Но с полгода назад в социальных сетях появилась страничка "Храм Благовещения", которая быстро стала набирать подписчиков и популярность. Ее создатели не просто призывали татарстанцев жертвовать деньги на возрождение церкви, а организовали необычный сервис - доставку деревенской продукции, в том числе постной, на дом. Православные с удовольствием приобретали выпечку, хлеб, творог и сметану, тем самым помогая храму. Заинтригованные этим проектом корреспонденты "РГ" решили отправиться туда, чтобы познакомиться с продвинутым батюшкой, который это затеял. На деле все оказалось гораздо интересней.

    Сервис для православных

    В Русские Казыли, хоть и расположились они вдали от трассы, ведет вполне приличная асфальтовая дорога. За окном автомобиля умиротворяющий сельский пейзаж: поля, редкие деревянные дома, пасущиеся коровы. Наконец из густой высокой травы показывается храм. Красная кирпичная церковь в стиле барокко напоминает морской корабль, который по недоразумению засел на мель в речушке. Такое внушительное здание явно строилось для многолюдного села, но вокруг всего несколько изб.

    Мы с фотокорреспондентом выходим из машины, осматриваемся. Издали за нами наблюдает высокий бородатый мужчина в рубахе и черных штанах. Стать и проницательный взгляд выдают в нем священника. Действительно, незнакомец оказывается священником Благовещенского храма отцом Силуаном. После первых же вопросов понимаешь, что батюшка немногословен. Говорит лаконично, без лишней лирики. В общем, человек дела.

    Рассказал, что храм построили в 1741 году. После октябрьской революции его, разумеется, закрыли, но хотя бы не пытались уничтожить. В его стенах учились "ПТУ-шники". Потом здание приспособили под коровник. И только в 2009 году после века разрушений стали восстанавливать. А вскоре при храме основали православную реабилитационную общину для наркозависимых. Руками ее подопечных и отстраивается он по сей день.

    По монастырскому уставу

    А вот село, для которого храм изначально строился, к этому времени пришло в полный упадок. Отец Силуан по пальцам пересчитывает дома. Получается восемь. Причем два из них принадлежат реабилитационному центру. А ведь когда-то Казыли насчитывали пятьсот дворов! На огромном пустыре близ храма, заросшем репейником и полынью, располагалась ярмарочная площадь...

    - Еще 20-30 лет здесь кипела жизнь, - рассказывает священник. - Работали больница и школа. Но то, что сохранили при советской власти, в годы демократии уничтожили. Большая часть жителей разъехалась. Дома разворовали, разобрали на дрова и сожгли те немногочисленные жители, что остались.

    Сельчане, по словам отца Силуана, народ пьющий. И отношения с ними на грани. Так что отнюдь не от местных исходила инициатива восстановить храм. Он им даром не нужен. Зато необходим реабилитантам. Они его строят, в нем молятся.

    Сейчас здесь пути из кризиса ищут двенадцать человек. Могло бы быть и больше, желающих хватает, да разместить негде. В отличие от подобных медицинских центров в общине лечат без лекарств. В основном трудом и молитвой. Живут наркозависимые, которых батюшка называет послушниками, по монастырскому уставу. Распорядок дня такой: в 7 часов утра - братский молебен, в 9 - послушания, в 13 - обед, потом опять послушания, ужин, и заканчивается день братским молебном в семь вечера. Два раза в неделю служат всенощное бдение и литургию.

    Послушания, в переводе на мирской язык - это различные виды работ. А здесь их хватает: восстановление храма, строительство братского корпуса, производство продукции. При центре буквально за год выросло настоящее фермерское хозяйство. Оно главный источник средств на возрождение Благовещенской церкви. Прихожан-то у нее нет, жертвовать некому.

    Отец Силуан ведет нас на экскурсию. Вот огород, курятник, пекарня, помещения, где делают творог и сметану, коптильня. Ее, кстати, собирали своими руками подопечные центра. За основу взяли корпус от сломанного коптильного аппарата. Генератор сделали из аквариумного насоса.

    - Талантливые люди, - улыбается батюшка.

    Из подручных материалов подопечные центра смастерили себе штангу. Вместо блинов - железные колеса от телеги. Выглядит основательно.

    - Она помогает им дурную энергию выпускать, - поясняет отец Силуан.

    Приезжают сюда, по словам священника, в разном состоянии. Кто-то уже после клиники без абстинентного синдрома. А кто-то в ломках: несколько дней встать не может, а потом оживает. И начинается новая жизнь.

    Исповедь и штанга

    Дмитрий добрался до Русских Казылей аж из Подмосковья. За плечами пятнадцатилетняя героиновая зависимость. Был период, когда женился и на продолжительный срок завязал. Но потом супруга умерла от рака, следом от той же болезни скончалась его мать. На фоне сильнейшего стресса Дмитрий сорвался. И вот он здесь. Живет в центре два с половиной месяца:

    - Поначалу было тяжко. Но потихоньку, с молитвой, справился. Место здесь замечательное: природа, свежий воздух, рыбалка. Не то, что в городе - бетон давит, суета. А здесь послушание дали, пошел - выполнил. Литургия, исповедь, причастие.

    В центре Дмитрий научился сепарировать молоко, делать творог, печь просфоры. Кстати, по образованию он повар-кондитер, вот только по специальности до этого никогда не работал. Собирал и продавал компьютеры на "Горбушке", был системным администратором. Эти навыки ему пригодились и в Русских Казылях. Сейчас молодой человек занимается продвижением группы "Храм Благовещения" в социальных сетях. Меньше чем за год на нее подписались шесть тысяч человек. Назад в родной город Дмитрий возвращаться не собирается. Ничто его там не держит. Подумывает принять постриг и надеется, что в будущем в селе будет основан монашеский скит.

    Поединок Павла

    Павел - самый молодой в центре, ему 27 лет. И на первый взгляд трудно поверить, что страдает наркотической зависимостью. В плечах сажень, накачанные мышцы. Всю жизнь занимался спортом, инструктор по рукопашному бою. Но такому коварному противнику, как наркотик, противостоять не смог. Сначала курил спайсы, потом стал нюхать так называемые соли. По его рассказам, зависимость от них сильнейшая. Самое страшное - случаются помутнения в рассудке, приходят мысли о самоубийстве. Его дважды вытаскивали из петли. В Русских Казылях Павел уже четыре месяца, причем два из них он только приходил в себя.

    - Мечешься, не знаешь куда деться. Бешенство было какое-то, - вспоминает он. - Подойдешь к отцу Силуану, выговоришься, исповедуешься, легче становится.

    В центре он выполняет самые тяжелые в физическом отношении послушания, а еще много занимается спортом. Это как раз тот случай, когда надо освобождаться от дурной энергии.

    Сейчас Павел выглядит достаточно умиротворенным, радуется, что участвует в возрождении храма: "Хоть что-то хорошее в жизни от меня останется".

    Двенадцатого июля, в День апостолов Петра и Павла, его навестят родители. Отпразднует с ними окончание Петрова поста и именины.

    Всего за шесть лет через центр прошло более ста человек. Их имена записаны в синодик - список для поминовения в молитве. Со всеми центр поддерживает связь. Отец Силуан говорит, что большинству удалось победить пагубную страсть. Кто-то, конечно, срывается. Некоторые вновь возвращаются в общину. Здесь им всегда рады. Да и храму по-прежнему нужна помощь, до восстановления еще далеко. Он ждет людей, которые, возрождая его, сами возвратятся к жизни.

    Контакты

    Поддержать храм или обратиться за помощью в реабилитационный центр можно по телефону +7 937 774 18 45.

    Поделиться